Меры процессуального принуждения в административном судопроизводстве

В УПК хотят предусмотреть срок, на который может избираться мера пресечения в виде залога

Правительство внесло в Думу законопроект № 43018-8, предусматривающий изменения в ст. 106 и 389.2 УПК во исполнение Постановления КС № 29-П от 17 июня 2021 г.

Напомним, как ранее писала «АГ», с жалобой в КС обратился Сергей Филиппов, в отношении которого в 2012 г. было возбуждено уголовное дело. В апреле 2013 г. ему избрали меру пресечения в виде залога в размере 8 млн руб. Чтобы внести залог, обвиняемый оформил договор займа под 2% в месяц. 20 декабря 2016 г. Сергей Филиппов заявил в суд ходатайство об изменении меры пресечения на подписку о невыезде, однако суды в этом отказали.

В жалобе Сергей Филиппов указал, что на сегодняшний день уголовное преследование не закончилось: продлеваются сроки следствия, дело возвращается в порядке ст. 237 УПК прокурору, а затем следователю. При этом залог был установлен на срок уголовного преследования, то есть на неопределенный. За 8 лет действия залога размер процентов составил более 15,3 млн руб., а нарицательная стоимость 8 млн руб. с учетом инфляции (54% к апрелю 2013 г.) снизилась до 4 млн руб.

Сергей Филиппов попросил признать ст. 106 «Залог» и ст. 110 «Отмена или изменение меры пресечения» УПК не соответствующими Конституции в той мере, в какой они предполагают возможность применения меры пресечения в виде залога без установления определенного срока ее действия и порядка (возможности) ее продления, а также приводят к неопределенности срока ее действия и ограничению конституционных прав на неопределенный срок.

Кроме того, он попросил признать эти статьи, а равно и ст. 389.2 «Судебные решения, подлежащие апелляционному обжалованию» УПК, не соответствующими Конституции в той мере, в какой они исключают возможность обжалования в апелляционном порядке судебных решений по итогам рассмотрения ходатайств об изменении меры пресечения на стадии рассмотрения уголовного дела по существу до вынесения итогового судебного решения.

Признав ст. 106 и 110 УПК соответствующими Конституции, КС все же посчитал положения ст. 389.2 УПК во взаимосвязи с данными нормами неконституционными в той мере, в какой они исключают возможность обжалования в апелляционном порядке судебного решения, принятого в ходе рассмотрения уголовного дела по существу, которым было отказано в удовлетворении ходатайства об отмене меры пресечения в виде залога или изменении ее на более мягкую до вынесения итогового судебного решения.

Далее Минюст подготовил законопроект, которым предусматривалась возможность обжаловать продление меры пресечения до вынесения итогового судебного акта. Тогда министерство предложило внести изменение в ч. 3 ст. 389.2 УПК и предоставить право апелляционного обжалования соответствующего постановления или определения до вынесения итогового судебного решения.

Внесенный в Госдуму итоговый вариант поправок отличается от проекта Минюста. Так, помимо предложенных ведомством изменений в ч. 3 ст. 389.2 УПК предложено также внести изменения в ст. 106 Кодекса. В ч. 2 этой статьи планируется установить срок, на который может избираться мера пресечения в виде залога (до двух месяцев), срок применения такой меры пресечения будет исчисляться с момента внесения залога. Также предложено дополнить эту статью ч. 8.2, согласно которой в случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до двух месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения в виде залога срок применения залога может быть продлен по решению суда в порядке, установленном ст. 109 УПК, с учетом ряда особенностей.

Адвокат АП Свердловской области Сергей Колосовский полагает, что внесенный на рассмотрение депутатов законопроект – явный пример того, как чиновники от юриспруденции могут довести хорошую идею если не до абсурда, то как минимум до некоторой неразумности.

Он отметил, что законопроект внесен во исполнение Постановления КС № 29-П/2021, которым признаны не соответствующими Конституции РФ положения ст. 389.2 УПК в той мере, в которой они не допускают апелляционного обжалования промежуточного решения суда, рассматривающего уголовное дело по существу, об отмене или изменении меры пресечения в виде залога. По словам эксперта, постановление совершенно логично завершает цикл решений, связанных с конституционным смыслом ст. 106 УПК в контексте разумного баланса публичных и частных интересов.

«Ранее, в Определении от 18 июля 2017 г. № 1538-О, Конституционный Суд указал, что на стадии предварительного расследования отказ следователя в отмене меры пресечения в виде залога может быть обжалован в суд в порядке ст. 125 УПК. Таким образом, была установлена возможность судебной защиты от избыточно долгого применения меры пресечения в виде залога на стадии следствия. В Постановлении № 29-П справедливо отмечено, что, поскольку ст. 389.2 УПК установлен закрытый перечень промежуточных решений, обжалуемых в ходе судебного рассмотрения отдельно от итогового решения, и отказ суда в отмене залога в их число не входит, создается нелогичный дисбаланс между возможностями судебной защиты от избыточности данной меры на следствии и в суде. Поэтому с учетом правовых позиций относительно существа залога и возможной длительности его применения КС признал не соответствующей Конституции ст. 389.2 в данной части. Правительство РФ было обязано исполнить постановление КС путем внесения соответствующего законопроекта, и оно его исполнило. Поэтому в части внесения изменений в ст. 389.2 УПК все понятно, логично и вопросов не вызывает», – заметил Сергей Колосовский.

Однако предложение установить двухмесячный срок действия залога, продлеваемый в порядке, определенном ст. 109 УПК, вызвало у адвоката недоумение и, по его мнению, не имеет никакого практического смысла. «В соответствии с ранее определенными позициями КС, а также предлагаемым изменением в ст. 389.2 УПК сторона защиты на любой стадии судопроизводства, посчитав применение залога избыточным, вправе обратиться за судебной защитой. Возложение же на следствие и суд обязанности каждые два месяца подтверждать обоснованность действия данной меры приведет лишь к некоторому увеличению нагрузки на следствие, суд, да и саму сторону защиты. Ведь мы все равно будем вынуждены готовиться к каждому процессу по продлению действия залога и участвовать в нем, даже если объективно понимаем его бессмысленность на данной стадии. И, более того, данная нормативная практика будет искусственно создавать цепочку судебных решений, подтверждающих обоснованность применения данной меры пресечения и тем самым констатирующих вероятность противоправного поведения обвиняемого. Вероятно, логика авторов законопроекта в этой части основана на позициях того же КС о недопустимости бессрочного ограничения свободы при заключении лица под стражу. Поскольку право собственности – такое же конституционное право, как право на свободу, разработчики законопроекта, вероятно, решили формально уравнять правовое регулирование возможности ограничения данных прав. Но, поскольку такой формальный подход повлечет описанные выше последствия, в данной части предложение правительства представляется мне скорее вредным, нежели разумным», – счел Сергей Колосовский.

Читайте также:
Представителями сторон в арбитражном судопроизводстве могут быть

Адвокат, руководитель уголовной практики АБ «КРП» Михаил Кириенко полагает, что корректировка федерального законодательства под выявленный конституционный смысл норм и институтов – это всегда хорошо, однако само по себе предлагаемое нововведение вряд ли существенно скажется на правоприменительной практике избрания меры пресечения в виде залога. «Законодатель с учетом своих дискреционных полномочий устанавливает обоснованную «срочность» действия залога как меры пресечения, что гарантирует возможность как соблюсти требование оценки существенных условий для избрания такой меры пресечения и ее последующего продления, так и в случае изменения обстоятельств и оснований ее избрания – поставить вопрос о замене залога иной мерой, а при отказе в таком процессуальном решении – обжаловать его в суд», – отметил он.

Адвокат, старший партнер АБ «ЗКС» Андрей Гривцов полагает, что законодательное изменение носит обоснованный с точки зрения соблюдения прав обвиняемых характер. «Думаю, что вероятность принятия законопроекта близится к ста процентам, учитывая, что он основывается на правовой позиции Конституционного Суда РФ, являющейся обязательной. Несмотря на то что с точки зрения прав граждан законопроект носит однозначно либеральный характер, полагаю, что ключевым последствием для правоприменения станет то, что следователи начнут еще реже обращаться в суды с ходатайствами о применении меры пресечения в виде залога. Эта мера пресечения и так применяется крайне редко, а теперь следователям еще и придется обращаться в суды с ходатайствами о продлении срока ее применения. Это будет создавать неудобство в работе следователей, а такие неудобства они, как правило, преодолевают за счет посягательства на права обвиняемых: будут чаще применять иные меры пресечения», – полагает он.

Меры процессуального принуждения в административном судопроизводстве

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Публикации и практика
  • Главная
  • Статья 116 КАС РФ. Понятие и виды мер процессуального принуждения

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ:

Статья 116 КАС РФ. Понятие и виды мер процессуального принуждения

1. Мерами процессуального принуждения являются установленные настоящим Кодексом действия, которые применяются к лицам, нарушающим установленные в суде правила и препятствующим осуществлению административного судопроизводства.

2. К мерам процессуального принуждения относятся:

1) ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение участника судебного разбирательства слова;

3) удаление из зала судебного заседания;

3. Применение к лицу мер процессуального принуждения не освобождает это лицо от исполнения соответствующих обязанностей, установленных настоящим Кодексом или судом на основании положений настоящего Кодекса.

Комментарии к статье 116 КАС РФ, судебная практика применения

В п.п. 1, 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.06.2017 N 21 “О применении судами мер процессуального принуждения при рассмотрении административных дел” содержатся следующие разъяснения:

Что понимать под нарушением установленных в суде правил? Принцип соразмерности при применении мер процессуального принуждения

В случае неисполнения участниками судебного процесса и иными лицами процессуальных обязанностей (злоупотребления процессуальными правами) для осуществления надлежащего руководства судебным процессом может требоваться применение мер процессуального принуждения – действий, совершаемых судом в отношении лиц, нарушающих установленные в суде правила и препятствующих осуществлению административного судопроизводства (статья 116 КАС РФ).

При этом под нарушением установленных в суде правил следует понимать неисполнение процессуальных обязанностей, предусмотренных КАС РФ и (или) возложенных судом на определенное лицо в соответствии с положениями Кодекса (например, обязанностей добросовестно пользоваться процессуальными правами, явиться в судебное заседание, представить доказательство).

Исходя из принципа законности и справедливости при рассмотрении и разрешении административных дел, предусмотренного статьей 9 КАС РФ, меры процессуального принуждения должны отвечать требованию соразмерности допущенному нарушению, применяться с учетом всей совокупности обстоятельств совершенного нарушения и процессуального положения участника процесса.

Срок подачи частной жалобы на определение о применении меры процессуального принуждения

Частная жалоба, представление прокурора на определение, вынесенное по вопросу о применении меры процессуального принуждения, предусмотренной пунктами 2 – 5 части 2 статьи 116 КАС РФ, подаются в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения судом первой инстанции, если другие сроки не установлены КАС РФ (часть 1 статьи 314 Кодекса).

В пунктах 45, 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016г. № 36 “О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства РФ” содержатся следующие разъяснения:

Определение о применении мер процессуального принуждения

О применении мер процессуального принуждения, предусмотренных пунктами 2 – 6 части 2 статьи 116 КАС РФ, выносится определение в виде отдельного судебного акта, в котором помимо общих сведений, указываемых в определении в силу части 1 статьи 199 КАС РФ, должны содержаться основания применения меры процессуального принуждения, наименование или фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого вынесено определение, место жительства или место пребывания физического лица, место нахождения органа, организации.

Обжалование определения о применении меры процессуального принуждения

На определение о применении такой меры процессуального принуждения может быть подана частная жалоба, представление прокурора, поэтому исходя из частей 3, 5 статьи 198 КАС РФ оно выносится в совещательной комнате по правилам, установленным для принятия решений. С учетом того, что разрешение указанных жалобы, представления не влияет на результат рассмотрения административного дела по существу, сама по себе их подача не может служить основанием для отложения судебного разбирательства по административному делу.

Читайте также:
На какой стадии гражданского судопроизводства возможно правопреемство

Процессуальное принуждение возможно на любой стадии процесса

Меры процессуального принуждения могут быть применены на любой стадии административного судопроизводства. Определение о применении меры процессуального принуждения может быть вынесено как судьей единолично (например, в ходе подготовки административного дела к рассмотрению), так и коллегиальным составом суда.

Меры процессуального принуждения: понятие, виды, основания и прядок применения.

Меры процессуального принуждения являются одним из методов государственного воздействия, применяемого при осуществлении административного судопроизводства. Данные меры являются эффективным средством поддержания порядка в судебном заседании, а также обеспечения своевременного, объективного и наиболее полного рассмотрения административного дела. Меры процессуального принуждения в части, касающейся понятия, видов и порядка осуществления, регламентируются гл. 11 КАС РФ.

К мерам процессуального принуждения относятся:

– ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение участника судебного разбирательства слова;

– удаление из зала судебного заседания;

– обязательство о явке;

Среди мер процессуального принуждения, впервые закрепленных в процессуальном законодательстве, можно выделить ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение его слова.

Председательствующий в судебном заседании создает условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела и принимает меры по обеспечению установленного порядка в судебном заседании. Порядок в судебном заседании обязателен для всех присутствующих в зале заседания.

В случае нарушения участником судебного разбирательства правил выступления в судебном заседании председательствующий в судебном заседании вправе:

– ограничить от имени суда его выступление, если участник судебного разбирательства касается вопроса, не имеющего отношения к судебному разбирательству;

– лишить его от имени суда слова, если участник судебного разбирательства самовольно нарушает последовательность выступлений, дважды не исполняет требования председательствующего, допускает грубые выражения или оскорбительные высказывания либо призывает к осуществлению действий, преследуемых в соответствии с законом.

На применение данной меры суд указывает в протоколе судебного заседания. Возражения лица, в отношении которого приняты такие меры, также заносятся в протокол судебного заседания. Применение этих мер может быть обжаловано при обжаловании решения суда.

Также к нарушителям порядка в судебном заседании председательствующий от имени суда может применить следующие меры процессуального принуждения:

– предупреждение – объявляется за нарушение порядка в судебном заседании;

– удаление из зала заседания – применяется при повторном нарушении порядка. Участники судебного разбирательства могут быть по усмотрению суда удалены на все время судебного заседания или его часть. В последнем случае суд должен ознакомить лицо, участвующее в деле, с процессуальными действиями, совершенными в его отсутствие. Граждане, допустившие повторное нарушение порядка, удаляются на все время судебного заседания.

Если при рассмотрении административного дела лицо, участие которого в судебном разбирательстве в соответствии с законом является обязательным или признано судом обязательным, или свидетель повторно не явились в суд без уважительных причин либо не сообщили о причинах неявки, они могут быть принудительно доставлены в суд при условии их надлежащего извещения. В отношении этих лиц судом выносится определение о применении привода, которое осуществляется судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Определение суда о приводе незамедлительно передается на исполнение по месту производства по административному делу либо по месту жительства, месту пребывания (нахождения), месту работы, службы или учебы лица, которое подлежит приводу.

В случае злостного неповиновения или сопротивления законным требованиям судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов для осуществления привода имеет право применять физическую силу, специальные средства и оружие в порядке, определенном Федеральном законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ “О судебных приставах”. При доставлении судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов составляет акт.

Привод не может применяться к следующим категориям лиц: несовершеннолетним, беременным женщинам, лицам, которые ввиду болезни, возраста или других уважительных причин не в состоянии явиться в судебное заседание по вызову суда.

Новой мерой процессуального принуждения является также обязательство о явке. Обязательство о явке при необходимости может быть взято у лица, участие которого в судебном разбирательстве обязательно или признано судом обязательным. Оно состоит в письменном обязательстве своевременно явиться по вызову суда в судебное заседание, а в случае перемены места жительства или места пребывания (нахождения) незамедлительно сообщать об этом суду. К таковым относятся, например, представители органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт или принявших оспариваемое решение либо совершивших оспариваемое действие (бездействие), рассматриваемое в административном деле.

Применение данной меры процессуального принуждения обусловлено тем, что отсутствие лица, участие которого в судебном разбирательстве обязательно или признано судом обязательным, может явиться препятствием для осуществления с их участием процессуальных действий.

Нарушение обязательства о явке влечет применение в отношении лица более строгой меры принуждения – привода или штрафа.

Судебный штраф можно охарактеризовать как санкцию суда в денежном выражении, применяемую к лицам, не исполняющим или исполняющим ненадлежащим образом свои процессуальные обязанности, а также за воспрепятствование осуществлению правосудия.

Судебные штрафы налагаются судом в строго предусмотренных КАС РФ случаях, в частности:

– на руководителя государственного судебно-экспертного учреждения или виновного в таких нарушениях эксперта в случае невыполнения требования суда о представлении экспертом своего заключения в суд в срок, установленный определением о назначении экспертизы, при отсутствии мотивированного сообщения государственного судебно-экспертного учреждения или эксперта о невозможности своевременного проведения экспертизы, а также в случае невыполнения указанного требования ввиду отсутствия документа, подтверждающего предварительную оплату экспертизы, или неявки в суд без уважительных причин вызванного эксперта либо неисполнения им обязанности по заблаговременному извещению суда о невозможности явиться в суд (ст. 49 КАС РФ);

– на специалиста, вызванного в суд, в случае неявки без уважительных причин либо неисполнения им обязанности по заблаговременному извещению суда о невозможности явиться (ст. 50 КАС РФ);

Читайте также:
Технический овердрафт по дебетовой карте судебная практика

– на свидетеля, вызванного в суд, в случае неявки без уважительных причин либо неисполнения им обязанности по заблаговременному извещению суда о невозможности явиться (ст. 51 КАС РФ);

– на переводчика, вызванного в суд, в случае неявки без уважительных причин либо неисполнения им обязанности по заблаговременному извещению суда о невозможности явиться (ст. 52 КАС РФ);

– на лицо, от которого истребуется доказательство, в случае неизвещения суда о невозможности представления доказательства вообще или в установленный судом срок либо в случае неисполнения обязанности представить истребуемое судом доказательство по причинам, признанным судом неуважительными (ст. 63 КАС РФ);

– на лиц, виновных в неисполнении определения суда о применении мер предварительной защиты по административному иску (ст. 88 КАС РФ);

– на лиц, не исполнивших обязательство о явке (ст. 121 КАС РФ);

– на лиц, участвующих в деле, и иных присутствующих в зале судебного заседания лиц за проявленное ими неуважение к суду (ст. 122 КАС РФ);

– на виновную сторону в случае противодействия стороны своевременной подготовке административного дела к судебному разбирательству, в том числе в случае непредставления или несвоевременного представления административным ответчиком возражений в письменной форме и необходимых доказательств в назначенный судом срок (ст. 135 КАС РФ);

– на лиц, нарушающих порядок в судебном заседании (ст. 143 КАС РФ);

– на лиц, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным в случае неявки в судебное заседание без уважительных причин (ст. 150 КАС РФ);

– на виновных должностных лиц, не сообщивших в суд о принятых мерах по устранению выявленных нарушений законности (ст. 200 КАС РФ);

– на представителей органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, в случае неявки при признании судом их обязательной явки в судебное заседание (ст. 213 КАС РФ);

– на представителей органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принявших оспариваемое решение либо совершивших оспариваемое действие (бездействие), в случае неявки при признании судом их обязательной явки в судебное заседание (ст. 226 КАС РФ);

– на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), в случае непредставления необходимых доказательств (ст. 226 КАС РФ);

– на лиц, привлеченных к участию в административном деле о присуждении компенсации, в случае непредставления или несвоевременного представления объяснений, возражений и (или) доводов (ст. 257 КАС РФ);

– на представителя соответствующего исправительного учреждения или органа внутренних дел в случае неявки при признании судом их обязательной явки в судебное заседание (ст. 272 КАС РФ);

– на лицо, виновное в утрате переданного ему на исполнение исполнительного листа, выданного судом (ст. 364 КАС РФ).

Размер судебного штрафа, налагаемого судом на орган государственной власти, иной государственный орган, не может превышать ста тысяч рублей, на орган местного самоуправления, иные органы и организации, которые наделены отдельными государственными или иными публичными полномочиями, – восьмидесяти тысяч, на организацию – пятидесяти тысяч рублей, на должностное лицо – тридцати тысяч рублей, на государственного или муниципального служащего – десяти тысяч рублей, на гражданина – пяти тысяч рублей.

Вопрос о наложении на лицо судебного штрафа разрешается в судебном заседании, по результатам которого суд выносит мотивированное определение. На определение о наложении судебного штрафа может быть подана частная жалоба лицом, на которое наложен судебный штраф, в течение месяца со дня получения копии данного определения.

Судебные штрафы взыскиваются в доход федерального бюджета. Штрафы, наложенные на должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления и других органов, организаций, на государственных и муниципальных служащих, взыскиваются из их личных средств.

Применение мер процессуального принуждения осуществляется немедленно после совершения лицом соответствующего нарушения, и за одно нарушение может быть применена только одна мера процессуального принуждения. О применении мер процессуального принуждения, за исключением ограничения выступления участника судебного разбирательства или лишения участника судебного разбирательства слова, суд выносит определение. В определении указываются лицо, в отношении которого оно вынесено, место жительства или место пребывания этого лица, основания применения меры процессуального принуждения, иные необходимые сведения, в том числе предусмотренные ч. 1 ст. 199 КАС РФ. Определение суда о применении меры процессуального принуждения может быть обжаловано отдельно от решения суда.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Меры административно-процессуального принуждения

По содержанию принудительного воздействия следует разли­чать, во-первых, меры ограничения личных неимущественных прав (доставление, задержание, привод, принудительное освидетель­ствование, личный досмотр) и, во-вторых, меры ограничения иму­щественных прав (изъятие, арест, досмотр вещей, задержание транспортных средств и другого имущества, принудительное ис­полнение постановления о наложении штрафа, отстранение от управления транспортным средством).

Административное задержание на срок до трех часов может быть произведено, если помимо общей предпосылки — соверше­ния административного нарушения, имеется одно из следующих дополнительных условий: 1) наличие серьезных оснований пред­полагать, что активные противоправные действия будут продолжаться, что нарушитель может причинить ущерб обществен­ным интересам, другим гражданам, себе; 2) когда исчерпаны дру­гие меры воздействия, обеспечения своевременного и правильно­го рассмотрения дела и исполнения постановления по нему.

Лица, совершившие мелкое хулиганство, торговлю с рук в не­установленных местах, нарушившие порядок организации митин­гов и демонстраций могут быть задержаны до рассмотрения дела начальником (заместителем начальника) ОВД или судьей. Мак­симальный срок такого задержания — трое суток.

Читайте также:
Ипотека до брака при разводе судебная практика

Лица, нарушившие пограничный режим, режим в пунктах про­пуска через государственную границу, режим государственной границы РФ в случаях, необходимых для выяснения обстоятельств нарушения, установления личности, могут быть задержаны на срок до трех суток с сообщением об этом письменно прокурору в течение 24 часов с начала задержания. Если нарушитель не име­ет документов, удостоверяющих его личность, с санкции проку­рора задержание может быть продлено до 10 суток.

Большое внимание административному задержанию уделяет Таможенный кодекс Российской Федерации. В целях пресечения нарушений таможенных правил начальник таможенного органа (или его заместитель) принимает решение о задержании. Срок административного задержания на общих основаниях — до трех часов. Часть 2 ст. 331 ТК разрешает задерживать на срок до трех суток с письменным сообщением об этом прокурору в течение суток, а с санкции прокурора — до 10 суток в случаях, если:

1) имеются достаточные данные о перемещении лицом через таможенную границу товаров, скрытых в своем теле;

2) лицо оказывает сопротивление в проведении личного досмотра;

3) лицо, будучи уличенным в нарушении таможенных правил, пытается скрыться;

4) лицо препятствует установлению его личности. На практике возможны случаи, когда гражданин задерживает­ся в административном порядке, а затем по факту правонаруше­ния возбуждается уголовное дело и задержание оформляется как уголовно-процессуальное. Гражданин может быть признан подо­зреваемым и подвергнут задержанию только в том случае, если возбуждено уголовное дело.

Важно обеспечить законность применения этой меры. С этой целью КоАП и ТК предусмотрено, что об административном за­держании составляется протокол, закреплено право обжалова­ния задержания в вышестоящий орган, прокурору, в народный суд. «В производстве по делу о нарушении таможенных правил случае административного задержания физического или должно­стного лица на срок свыше трех часов может участвовать адвокат или осуществляющий юридическую помощь представитель та­кого лица», — сказано в ст. 306 ТК, закрепляющей еще одну гарантию законности задержания. Кроме того, действует общее правило: прокурор должен быть уведомлен, если задержание осу­ществляется более 24 часов, а задержание на срок свыше 72 ча­сов допускается только с санкции прокурора (судьи).

Доставление — необходимая мера, когда нужно пресечь нару­шение или когда о деликте обязательно должен быть составлен протокол, но это невозможно сделать на месте, а также когда гражданина необходимо поместить в вытрезвитель. Данная мера имеет много общего с административным задержанием, однако они различаются по ряду признаков.

Во-первых, в отличие от доставления, представляющего собой принудительное препровождение лица в служебное помещение, под административным задержанием понимается принудитель­ное кратковременное ограничение свободы действий и передви­жения нарушителя, который содержится в специальном помеще­нии.

Во-вторых, время, необходимое для доставления нарушителя, четко не определено. В законодательстве лишь отмечается, что оно должно быть произведено в возможно короткий срок. Лица, совершившие нарушения, могут быть доставлены в милицию, в помещение военизированной охраны, а также в мед­вытрезвитель, медицинское учреждение, штаб ДНД. Нахождение в штабе ДНД доставленного туда лица не может длиться более одного часа.

В-третьих, доставление осуществляется более широким кру­гом лиц, чем задержание. Это работники милиции, дружинники, представители государственной и ведомственной лесной охраны, государственного охотничьего надзора, рыбоохраны, военнослу­жащие внутренних войск, военизированной охраны, обществен­ные инспектора охраны природы и лесоохраны.

В-четвертых, доставляются не только лица, совершившие ад­министративные нарушения, но и лица, подозреваемые в совер­шении преступлений.

В-пятых, задержание оформляется процессуально путем со­ставления специального протокола.

Доставление производится до составления протокола о проступ­ке, на стадии административного расследования. А привод осу­ществляется после составления протокола, на стадии рассмотре­ния дела. Основанием для привода является уклонение лица, привлекаемого к административной ответственности за мелкое хулиганство, мелкое хищение и ряд других правонарушений, от явки по вызову органа внутренних дел или народного судьи. Ре­шение начальника ОВД, народного судьи о приводе выполняют работники милиции. Гражданина приводят, и он должен нахо­диться там, где рассматривается дело. Эта мера прекращается после вынесения постановления по делу.

Привод может осуществляться также для официального предо­стережения, медицинского освидетельствования. Привод пресе­кает уклонение лица от выполнения обязанностей явиться в на­родный суд, ОВД, медицинское учреждение; обеспечивает условия для выполнения процессуальных действий, которые нельзя осу­ществлять заочно; производится на основании акта, принимаемо­го народным судьей или должностным лицом органа внутренних дел письменно или устно; осуществляется работниками милиции; осуществляется в помещение, в котором производятся процессу­альные или иные правоприменительные действия, на срок их проведения.

Личный досмотр осуществляется уполномоченными на то долж­ностными лицами органов внутренних дел, пограничных войск, военизированной охраны, таможенных и других органов одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола. Доступ других лиц в помещение, где производится досмотр, должен быть исключен.

Досмотр вещей уполномоченными должностными лицами осу­ществляется, как правило, в присутствии лица (его законных пред­ставителей), в собственности или владении которого вещи нахо­дятся. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр может быть произведен в отсутствии собственника (владельца), но с уча­стием двух понятых. Статьей 342 ТК предусмотрено, что осмотр товаров, транспортных средств, документов, помещений как са­мостоятельное процессуальное действие проводится в присутст­вии понятых.

О личном досмотре и досмотре вещей составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об админис­тративном задержании, либо в протоколе об административном нарушении.

Должностные лица изымают у нарушителей предметы (вещи и документы), явившиеся орудием совершения или непосредствен­ным объектом нарушения (например, холодное, огнестрельное оружие, наркотические вещества). При совершении нарушения, за которое может быть наложено взыскание в виде штрафа, ли­шения прав, у водителя (судоводителя) изымается удостоверение на право управления транспортным средством, которое возвра­щается после уплаты виновным штрафа.

Изъятие следует понимать как лишение права пользоваться и владеть предметами материального мира. Оно может быть посто­янным и временным, возмездным и безвозмездным. Его нужно отличать от конфискации, которая всегда безвозмездна и состоит в лишении права собственности.

Процессуальное изъятие безвозмездно, носит временный ха­рактер, оно продолжается до принятия постановления по делу, в котором должен быть решен вопрос об изъятых товарах и иных предметах. Такое изъятие имеет обеспечительный характер, так как осуществляется с целью сохранения и использования в про­изводстве вещественных доказательств, а также обеспечения ис­полнения постановлений о конфискации, штрафе, взыскании сто­имости товаров и транспортных средств. В ряде нормативных актов эта мера называется задержанием имущества. Так, транспорт­ные средства могут быть задержаны, если управляющие ими лица не имеют при себе документов на право управления, если они не зарегистрированы, не прошли технического осмотра, имеют неис­правности тормозной системы, рулевого управления. Задержание означает запрещение эксплуатации с помещением его на охраня­емое место. Районная, городская администрация устанавливает порядок хранения транспортных средств и размер оплаты за та­кую принудительную услугу.

Читайте также:
Как оспорить отцовство в судебном порядке

Изъятые вещи перечисляются и описываются в протоколах либо в прилагаемых к ним описях, предъявляются присутствующим лицам, доставляются в официальные помещения для хранения, оцениваются в рублях на основании государственных регулируе­мых цен, а при их отсутствии — на основании свободных (рыноч­ных) цен.

Арест на имущество может быть наложен, если его невоз­можно изъять (задержать). Фактически он означает запрещение или ограничение пользования, владения, распоряжения имущес­твом до принятия постановления по делу с оставлением его в месте, где живет или куда имеет доступ лицо, привлекаемое к ответственности, его законные представители.

По таможенным делам постановление о наложении ареста мо­жет быть вынесено начальником таможенного органа или лицом, его заменяющим, по результатам его исполнения должен состав­ляться протокол. По налоговым делам арест имущества произво­дится должностными лицами налоговой полиции.

Правом предусмотрено, что арест может быть наложен на все или лишь на то имущество, стоимость которого необходима и достаточна для полного погашения недоимки и других обязатель-.ных платежей, а также расходов по оценке, хранению, транспор­тировке и реализации имущества.

В постановление налоговой инспекции об обращении взыска­ния на имущество включается предложение органу налоговой полиции о производстве административного ареста имущества налогоплательщика. Это является основанием для издания на­чальником органа налоговой полиции соответствующего распоря­жения.

Выполняя такое распоряжение, должностное лицо органа на­логовой полиции предлагает налогоплательщику представить имущество, денежные средства, подлежащие административно­му аресту. Если налогоплательщик уклоняется от добровольного представления имущества, денежных средств, то проводится об­следование мест, используемых для производства, хранения и реализации материальных ценностей, с целью их обнаружения.

По результатам обследования составляется протокол, который подписывается проводившим его должностным лицом — пред­ставителем налогоплательщика и двумя понятыми.

Незамедлительно после ареста подлежат изъятию ценные бу­маги, валютные ценности, ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, антиквариат, произведения живописи и скульптуры в подлинниках. Назван­ные вещи в течение трех суток должны быть сданы на ответ­ственное хранение в банк или иное специализированное учреж­дение, способное обеспечить надлежащие условия их хранения. Ценности, имеющие индивидуальные признаки, впоследствии могут быть выкуплены или заменены иным имуществом, имею­щим равную или более высокую стоимость. Фактически в данном случае арест на имущество не налагается, так как сразу же после вынесения постановления оно изымается.

Иное (кроме ценных бумаг и валютных ценностей) имущество, подвергнутое аресту, может быть изъято без письменного согла­сия налогоплательщика по истечении установленных законода­тельством сроков обжалования в административном или в судеб­ном порядке решения налоговой инспекции об обращении взыскания недоимок на имущество.

По истечении установленных сроков должностные лица орга­нов налоговой полиции изымают имущество, на которое был на­ложен арест, и передают его для реализации. Изъятие произво­дится с учетом возмещенных за время ареста сумм недоимок.

Уголовно-процессуальное право

Меры процессуального принуждения: понятие, сущность и значение

Категория «процессуальное принуждение» в уголовном судопроизводстве генетически связана с категориями государственного принуждения и государственной власти. Ведь любое воздействие на субъект права со стороны государства должно основываться на нормах той или иной отрасли права.

Сущность государственного принуждения в том, что это вид социального принуждения . Оно возникает только с появлением государства, в котором образуются институты, наделенные публичной властью. Принуждение обнаруживает себя в качестве «основного свойства» государства и права. При этом чрезмерное наделение государства и судопроизводства свойствами принуждения — признак произвола тоталитарного или авторитарного государства. Поэтому стремление предоставить обществу средство для цивилизованного разрешения возникающих противоречий и конфликтов должно основываться на принципе «право само не должно быть орудием для бесправия».

Сущность и особенности государственного принуждения как вида социального принуждения состоят в том, что государственное принуждение есть метод правового воздействия на общественные отношения, применяемый в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечения правопорядка и безопасности. Его содержание заключается в нормативно предусмотренном воздействии, связанном с ограничениями личного, имущественного и организационного характера в отношении лица, совершившего правонарушение, а равно в отношении законопослушного лица, если иным способом, кроме как принудительным, невозможно обеспечить общественный порядок и безопасность.

Принуждение — это всегда внешнее воздействие на внутреннее побуждение человека через его поведение, чтобы заставить субъекта либо совершить действия, либо подчиниться определенным правоограничениям 1 См.: Масленникова Л.Н. Публичное и диспозитивное начала в уголовном судопроизводстве России: Автореф. дис. докт. юрид. наук. М.. 2000. С. 369. . Принуждение, как правило, связано с воздействием на волю человека, содержит ограничение нрав, свобод и интересов субъектов правоотношений.

Государственное принуждение представляет собой систему с входящими в нее элементами. Первичным элементом таковой является мера государственного принуждения, которая используется как количественная и качественная характеристика. Под видом государственного принуждения понимается отраслевое деление принудительных мер — административные, гражданско-правовые, гражданско-процессуальные, уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и др.

Уголовно-процессуальное принуждение — это вид государственного принуждения, заключающийся в физическом и психическом воздействии, применяемом уполномоченными на то органами и должностными лицами при наличии оснований и в установленном законом порядке, в отношении установленных законом лиц, для предупреждения или пресечения неправомерных действий, препятствующих осуществлению уголовного судопроизводства.

Необходимо иметь в виду, что уголовно-процессуальное принуждение — это принуждение лица посредством ограничения его в основных правах. Применение уголовно-процессуального принуждения не означает отсутствия возможности у лица реализовать свои права или что лицо временно их лишается. Обладая правами, лицо имеет возможность реализовывать их, но с существенным ограничением. Ограничение каких-либо прав в ходе применения уголовно- процессуального принуждения не исключает использования лицом иных принадлежащих ему прав, которые не ограничивались. Лицо все также является носителем всех прав, свобод и обязанностей, которые присущи ему от рождения и приобретены им в ходе жизни, сохраняется его общий правовой статус.

Под мерами процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве следует понимать предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные средства принудительного характера, применяемые уполномоченными на то органами и должностными лицами при наличии оснований и в установленным законом порядке, в отношении установленных законом лиц, для предупреждения или пресечения неправомерных действий, препятствующих расследованию, рассмотрению и разрешению уголовного дела, надлежащему исполнению приговора.

Среди признаков государственного принуждения в сфере уголовного судопроизводства выделяют как общие, характерные и для других отраслей права признаки (императивность, способ реализации правовых норм, идентичность ограничиваемых прав и др.), так и специфические особенности (способ правового обеспечения, основания, цели, субъекты применения и пр.).

Читайте также:
Отмена решения третейского суда судебная практика

Принуждение никогда не является самоцелью, а выступает средством, позволяющим направить принуждаемого к правомерному поведению, и в то же время средством охраны и защиты прав, свобод и интересов человека и гражданина, общества и государства.

Принуждение в уголовном процессе охватывает все виды воздействия на участников процесса. Уголовно-процессуальное принуждение включает в себя только такое воздействие на участников, которым располагает уголовно-процессуальное право и применяющие его органы государства. При этом важно осознавать, что меры процессуального принуждения не являются мерами уголовного наказания.

Применением мер процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве наделены исключительно государственные органы и их должностные лица: суд, следователь, дознаватель, орган дознания. За применение процессуального принуждения иными лицами, не имеющими на то право, предусмотрена юридическая ответственность.

Процесс применения любой меры процессуального принуждения проходит несколько стадии:

  1. выясняются наличие условий и оснований применения меры принуждения;
  2. на основе сопоставления цели конкретной меры принуждения и сложившейся процессуальной ситуации принимается решение о применении меры принуждения;
  3. принятое решение приводится в исполнение с соблюдением строго порядка производства;
  4. составляется документ, фиксирующий факт, ход и результаты правоограничения;
  5. мера принуждения подлежит изменению (отмене).

При этом смысл понятия «процессуальное принуждение» акцентирует внимание на вспомогательном предназначении, когда данное принуждение призвано создать предпосылки для реализации последующего этапа воздействия на правоотношения путем дальнейшего применения институтов из отраслей материального (уголовного, гражданского) права.

Реализация нормы материального права сопряжена с возможностью уклонения, противодействия и иных ненадлежащих действий субъектов правоотношений. Для предотвращения и пресечения такого поведения предусмотрены меры, непосредственно связанные с производством по уголовному делу и применяемые для корректировки поведения широкого круга участников, а соответственно имеющие разнообразные целевые установки, правовые основания, способы нормативной регламентации, правовые гарантии.

Меры процессуального принуждения отличаются степенью и характером принуждения . Различие в характере правоограничений и вытекающая из этого дифференциация процессуальных принудительных мер в зависимости от степени ограничения прав принуждаемого субъекта определяются временными, пространственными пределами ведущегося производства по делу и участниками правоприменительной деятельности.

Понятие «степень» понимается как «мера, сравнительная величина чего-нибудь». Термин «характер» (от греч. charakter — отпечаток, признак, отличительная черта) — отличительное свойство, особенность, качество чего-нибудь. Таким образом, меры процессуального принуждения различаются по количественному и качественному содержанию принуждения.

Количество принуждения, ограничивающего свободу передвижения в такой мере пресечения, как заключение под стражу (ст. 108 УПК РФ), значительно больше (значительнее), чем в подписке о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК РФ). В то же время каждая из мер процессуального принуждения отличается от других своей направленностью на ограничение какого-либо права (группы прав). В частности, при заключении лица под стражу в первую очередь ограничивается свобода передвижения. Обязательство о явке (ст. 112 УПК РФ) в своей основе является мерой психологического воздействия. При наложении ареста на имущество (ст. 115 УПК РФ) применяются правовые ограничения имущественного характера.

Различные степень и характер принуждения существуют в рамках конкретной меры принуждения. Наложение ареста на имущество может заключаться (1) только в запрете распоряжаться, а в необходимых случаях и пользоваться имуществом, (2) в изъятии и передаче на хранение другому лицу. Причем, если запрет на распоряжение имуществом возникает во всех случаях наложения на него ареста, то изъятие происходит не всегда. Следователь, дознаватель ставятся перед выбором: или запретить пользование имуществом, или изъять и передать арестованное имущество на хранение другому лицу. В последнем случае наложение ареста максимально ограничивает право собственности.

Определяя ту область воздействия, через которую решаются задачи процессуального принуждения, возможно условное разграничение мер принуждения на физические и психические. Но принуждение проявляется как внешнее психическое или физическое воздействие на сознание и поведение людей с причинением правоограничений не только личного и организационного, но и имущественного характера.

В сфере уголовного судопроизводства существуют нормы, содержащие принудительные черты и призванные обеспечивать соблюдение прав и интересов в уголовном процессе посредством достижения своих индивидуальных целей. В связи с этим меры уголовно-процессуального принуждения можно представить в виде мер защиты, превентивных мер и мер уголовно-процессуальной ответственности. Такое представление оправданно, так как акцентирует внимание на объект воздействия — личность, его внутренний мир и его действия во внешнем мире.

В разделе IV УПК РФ представлена так называемая трехзвенная система мер процессуального принуждения, включающая:

  1. задержание подозреваемого:
  2. меры пресечения:
  3. иные меры процессуального принуждения.

7.4. Иные меры процессуального принуждения

Эта группа способов, средств (мер) принуждения получила в уголовно-процессуальном законе название иных мер уголовно- процессуального принуждения, т.е. мер, находящихся за пределами урегулированных уголовно-процессуальным законом способов, средств (мер) воздействия на личность, рассмотренных выше.

Эти меры процессуального принуждения применяются к участникам уголовного процесса в целях обеспечения надлежащей правовой процедуры (порядка производства по уголовному делу) и своевременного исполнения приговора (ст. 111 УПК РФ).

Читайте также:
Картотека судебных дел общей юрисдикции

Как нам представляется, уголовно-процессуальный закон регулирует три блока иных мер процессуального принуждения.

Первый блок составляют меры процессуального принуждения, применяемые только к подозреваемому и обвиняемому:

а) временное отстранение от должности;

б) наложение ареста на имущество.

Второй блок включает в себя меры, применяемые лишь к потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику и (или) понятому, а также к присяжному заседателю в соответствии с положениями ст. 111, 117 и 118 УПК РФ.

В этом блоке находится лишь денежное взыскание.

Третий блок состоит из мер процессуального принуждения, применяемых, за редким исключением, ко всем указанным участникам уголовного судопроизводства:

а) обязательство о явке;

При наличии оснований для применения иных мер уголовно- процессуального принуждения с целью обеспечения поступательного движения уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора дознаватель, следователь или суд вправе применить к подозреваемому, обвиняемому (и подсудимому) следующие меры процессуального принуждения:

1) обязательство о явке по вызову в соответствующие государственные органы или к должностным лицам, осуществляющим уголовный процесс; 2)

временное отстранение от должности; 4)

наложение ареста на имущество.

В случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, в отношении потерпевшего, свидетеля, гражданского истца, гражданского ответчика, эксперта, специалиста, переводчика и понятого могут быть применены следующие меры принуждения: 1)

обязательство о явке по вызову должностных лиц; 2)

Обязательство о явке (ст. 112 УПК РФ) — письменное обязательство участников уголовного судопроизводства, указанных в законе, своевременно являться по вызовам должностных лиц государственных органов, осуществляющих уголовный процесс, и незамедлительно сообщать дознавателю, следователю или судье о перемене места жительства.

Обязательство о явке может быть отобрано от подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля.

При отобрании обязательства о явке соответствующим участникам уголовного судопроизводства разъясняются последствия его нарушения в виде принудительного доставления в соответствующий государственный орган и (или) наложения денежного взыскания в размере до 2500 рублей.

О разъяснении последствий нарушения данной меры уголовно- процессуального принуждения делается отметка непосредственно на письменном обязательстве.

Привод (ст. 113 УПК РФ) — принудительное (при необходимости с применением физического насилия) доставление в органы предварительного расследования или в суд подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля в случае их неявки по вызову государственных органов или должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, без уважительной причины.

Основанием применения этой меры уголовно-процессуального принуждения является наличие достоверных сведений, указывающих на неуважительность причин неявки указанных в уголовно- процессуальном законе лиц по полученному вызову.

При наличии причин, препятствующих явке по вызову должностных лиц органов, осуществляющих уголовный процесс, в назначенный срок, перечисленные лица должны незамедлительно уведомить об этом государственный орган или должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.

Постановление дознавателя, следователя и судьи или определение суда о приводе перед его исполнением объявляется лицу, которое подвергается приводу.

Данное уведомление удостоверяется подписью лица на соответствующем документе (постановлении или определении).

Привод участников уголовного процесса не может быть произведен в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

В этом случае обстоятельства, не терпящие отлагательства, должны быть указаны (сформулированы) в постановлении в конкретизированном виде.

Уважительными причинами неявки обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетеля по вызову государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, признаются: 1)

болезнь, лишающая их возможности явиться в соответствующий государственный орган или к его должностному лицу в назначенное время; 2)

несвоевременное получение ими повестки или иного сообщения о явке в государственные органы или к должностному лицу, осуществляющими уголовное судопроизводство; 3)

иные обстоятельства, лишающие их возможности явиться в назначенный государственными органами или должностными лицами срок (условия стихийного бедствия, катастроф, карантина и т.п.).

Не подлежат приводу — принудительному доставлению в государственные органы или к их должностным лицам:

а) несовершеннолетние лица в возрасте до 14 лет;

б) беременные женщины;

в) больные, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место своего пребывания, что должно быть удостоверено врачом.

Привод производится органами дознания на основании постановления дознавателя, следователя, а также судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности суда — на основании постановления судьи или определения суда.

В решении о принудительном доставлении (приводе) излагаются данные о неявившемся лице, месте и времени доставления в соответствующее учреждение неявившегося лица, об органе милиции или судебном приставе, которые должны осуществить привод.

Привод указанных в уголовно-процессуальном законе лиц осуществляется органом дознания и судебным приставом в соответствии с Инструкциями о порядке осуществления привода106.

Временное отстранение от должности (ст. 114 УПК РФ) — запрет судебных органов на выполнение должностным лицом своих функциональных обязанностей на определенное время (думается, что как минимум на время производства предварительного расследования, а как максимум — до вступления приговора в законную силу).

При необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, за исключением случая, связанного с отстранением от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Судья обязан в течение 48 часов с момента поступления ходатайства об отстранении от должности рассмотреть его и принять одно из решений:

а) о временном отстранении обвиняемого от государственной должности;

б) об отказе в удовлетворении ходатайства об отстранении лица от должности.

Постановление о временном отстранении подозреваемого, обвиняемого от должности направляется судьей по месту их работы.

В случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор Российской Федерации направляет Президенту Российской Федерации представление о временном отстранении от должности указанного лица.

Президент России в течение 48 часов должен принять решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в удовлетворении этого представления.

Временно отстраненные от должности подозреваемый или обвиняемый имеют право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с п.

Читайте также:
Посмертное установление отцовства судебная практика

Эта мера уголовно-процессуального принуждения применяется к подозреваемому или обвиняемому при одновременном существовании двух условий.

Первое из них заключается в том, что лицо должно быть подозреваемым или обвиняемым, т.е. в отношении этих лиц в материалах уголовного дела должны находиться уголовно-процессуальные документы, предусмотренные ст. 46 и 47 УПК РФ.

Второе условие состоит в том, что лицо должно обладать правовым статусом должностного лица.

Определение понятия должностного лица дано в примечании к ст. 285 УК РФ.

Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Из этого положения следует, что служащие частных и корпоративных предприятий не относятся к должностным лицам и не могут быть отстранены от должности.

Целью отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого является необходимость предупредить действия должностного лица, направленные на воспрепятствование установлению истины (уничтожение документов, магнитных носителей информации, продукции, оказание давления на подчиненных и т.п.) либо возмещению причиненного материального вреда, а также необходимость пресечения продолжения преступной деятельности с использованием должностного положения.

Основаниями отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого являются сведения (фактические данные), дающие основания полагать, что должностное лицо будет препятствовать установлению объективной истины по уголовному делу либо продолжать преступную деятельность.

Отстранение от должности отменяется тогда, когда отпали основания его применения, т.е. исчезла опасность противодействия установлению объективной истины по уголовному делу и продолжения преступной деятельности со стороны должностного лица.

Решение об отмене отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого оформляется постановлением дознавателя, следователя.

Наложение ареста на имущество (ст. 115 УПК РФ) — процессуальное действие, заключающееся в запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества, распоряжаться и в необходимых случаях пользоваться этим имуществом, а также в возможном его изъятии и передаче на ответственное хранение.

Наложение ареста на имущество осуществляется для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества, указанного в ч. 1 ст. 104.1 УК РФ.

Для достижения указанной цели следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия.

Арест может быть также наложен на имущество, находящееся у других лиц, если есть достаточные основания полагать, что оно получено в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия преступления либо для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации).

Арест не может быть наложен на имущество, на которое в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации не может быть обращено взыскание.

Получив ходатайство, судья районного или гарнизонного (флотского) суда единолично рассматривает его в порядке, установленном ст. 165 УПК РФ.

При решении вопроса о наложении ареста на имущество для обеспечения возможной конфискации судья должен указать на конкретные фактические обстоятельства, на основании которых он принял такое решение.

Наложение ареста на имущество производится в обязательном присутствии понятых.

При производстве этого процессуального действия может принимать участие специалист.

Имущество, на которое наложен арест, может быть изъято либо передано по усмотрению лица, производившего арест, на хранение собственнику или владельцу этого имущества либо иному лицу.

Эти лица должны быть предупреждены об ответственности за его сохранность в соответствии со ст. 312 УК РФ, предусматривающей ответственность за незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации.

Факт предупреждения об уголовной ответственности отражается в протоколе соответствующего следственного действия.

При наложении ареста на принадлежащие подозреваемому, обвиняемому денежные средства и иные ценности, находящиеся на счете, во вкладе или на хранении в банках и иных кредитных организациях операции по данному счету прекращаются полностью или частично в пределах денежных средств и иных ценностей, на которые наложен арест.

Руководители банков и иных кредитных организаций обязаны предоставить информацию об этих денежных средствах и иных ценностях по запросу суда, а также следователя или дознавателя на основании судебного решения.

При наложении ареста на имущество составляется протокол в соответствии с требованиями ст. 166 и 167 УПК РФ.

При отсутствии имущества, подлежащего аресту, об этом указывается в протоколе.

Копия протокола вручается лицу, на имущество которого наложен арест.

Наложение ареста на имущество отменяется на основании постановления должностного лица или определения суда, в производстве которых находится уголовное дело, когда в применении этой меры отпадает необходимость.

Детализацией положений ст. 115 УПК РФ являются правила наложения ареста на ценные бумаги в силу их гражданско-правового статуса.

Эти правила (особенности уголовно-процессуального производства) регламентированы ст. 116 УПК РФ.

В целях обеспечения возможной конфискации имущества, указанного в ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, либо в целях обеспечения возмещения вреда, причиненного преступлением, арест на ценные бумаги либо их сертификаты налагается по месту нахождения имущества или по месту учета прав владельца ценных бумаг с соблюдением требований ст. 115 УПК РФ.

Не подлежат аресту ценные бумаги на предъявителя, находящиеся у добросовестного приобретателя.

В протоколе о наложении ареста на ценные бумаги отражаются сведения: 1)

об общем количестве ценных бумаг, на которые наложен арест, их виде, категории (типе) или серии; 2)

о номинальной стоимости; 3)

о государственном регистрационном номере; 4)

об эмитенте или лицах, выдавших ценные бумаги либо осуществивших учет прав владельца ценных бумаг, а также о месте производства учета; 5)

о документе, удостоверяющем право собственности на ценные бумаги, на которые наложен арест.

Порядок совершения действий по погашению денных бумаг, на которые наложен арест, выплате по ним доходов, их конвертации, обмену или иных действий с ними устанавливается федеральным законом.

Читайте также:
Из принципа состязательности судопроизводства следует что

Денежное взыскание (ст. 117 УПК РФ) — мера воздействия материального (имущественного) характера на участников уголовного процесса, не выполняющих надлежащим образом требования уголовно-процессуального закона.

В случае неисполнения участниками уголовного судопроизводства обязанностей, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, а также нарушения ими порядка в судебном заседании на них может быть наложено денежное взыскание в размере до 2500 рублей.

Таким образом, денежное взыскание в размере до 2500 рублей налагается в случаях:

а) неисполнения участниками уголовного судопроизводства возложенных на них уголовно-процессуальным законом обязанностей; 6)

нарушения участниками уголовного судопроизводства, а также другими лицами, присутствующими в зале судебного разбирательства, порядка в судебном заседании;

в) ненадлежащего исполнения своих полномочий присяжным заседателем107.

При этом нужно иметь в виду, что на лиц, являющихся поручителями (ст. 103 УПК РФ), а также на физических или должностных лиц, которым отдан под присмотр несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый (ст. 105 УПК РФ), может быть наложено денежное взыскание в размере до 10 тысяч рублей в случае невыполнения взятых ими на себя обязательств.

Редакция ст. 117 УПК РФ нуждается в уточнении потому, что буквальное толкование ее положений указывает на то, что денежное взыскание не может быть наложено на граждан, не являющихся участниками уголовного судопроизводства.

Однако данный вывод противоречит действующему законодательству.

Так, ст. 258 УПК РФ установила, что за нарушение порядка в судебном заседании, неподчинение распоряжениям председательствующего (судьи) или судебного пристава лицо, присутствующее в зале судебного заседания, предупреждается о недопустимости такого поведения, либо удаляется из зала судебного заседания, либо на него налагается денежное взыскание в порядке, предусмотренном ст. 117 и 118 УПК РФ.

Следовательно, денежное взыскание может быть наложено не только на участников уголовного процесса, но и на других граждан.

Порядок наложения денежного взыскания на правонарушителей, участвующих и не участвующих в уголовном судопроизводстве, регулируется ст. 118 УПК РФ.

Денежное взыскание налагается только судом.

Денежное взыскание налагается судом в том же судебном заседании, в котором было допущено и установлено соответствующее нарушение.

Наложение денежного взыскания оформляется судьей путем вынесения постановления, а судом — определения.

Если нарушение участником процесса допущено в ходе досудебного производства (т.е. в стадиях возбуждения уголовного дела или предварительного расследования), то следователь, дознаватель составляют протокол о допущенном нарушении, который направляется по подсудности в районный суд.

Судья районного суда рассматривает обстоятельства нарушения в течение пяти суток с момента поступления соответствующего протокола о правонарушении в суд.

В судебное заседание вызываются лицо, на которое может быть наложено денежное взыскание, и лицо, составившее протокол о нарушении.

Неявка правонарушителя без уважительных причин не препятствует рассмотрению протокола о правонарушении.

По результатам рассмотрения протокола о правонарушении судья выносит постановление о наложении денежного взыскания или об отказе в его наложении.

Копия соответствующего решения направляется заинтересованным лицам (правонарушителю и лицу, составившему протокол).

При наложении денежного взыскания судья вправе отсрочить или рассрочить исполнение постановления на срок до трех месяцев.

В рассмотренном порядке согласно положениям ч. 3 и 4 ст. 118 УПК РФ решается также вопрос об обращении в доход государства залога в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 106 УПК РФ.

Производство о наложении денежного взыскания завершается добровольной уплатой участником уголовного судопроизводства или иным лицом наложенного судом денежного взыскания или поступлением в суд копии постановления с отметкой судебного пристава- исполнителя о принудительном взыскании денежной суммы108.

Пленум Верховного суда обсудил меры процессуального принуждения в КАС

Сегодня Пленум Верховного суда обсудил проект постановления, в котором разъясняются спорные вопросы, возникающие у судов при применении мер процессуального принуждения, предусмотренных Кодексом административного производства. Что считать неуважением к суду? Можно ли удалить из зала слушателей, не участвующих в деле? Что такое обязательство о явке? Являются ли расходы на привод судебными издержками? На все эти вопросы найдутся ответы в новых разъяснениях ВС.

Судья коллегии по административным делам Алла Назарова отметила важность гл. 11 КАС о мерах процессуального принуждения, упомянув, что ни в ГПК, ни в АПК они так детально не прописаны. При этом КАС предусматривает новую меру – обязательство о явке – и изменяет (в сравнении с другими процессуальными кодексами) процедуру назначения судебного штрафа. Вопросы, возникающие у судов при пользовании этими новеллами, и вызвали объективную необходимость разъяснений, сказала Назарова. Замечаний к проекту у собравшихся не было, однако с ним решили поработать, чтобы внести “редакторские правки”.

Кого можно принудить?

ВС объясняет, что такое принуждение применяется к тем, кто злоупотребляет своими процессуальными правами и не исполняют обязанности (соблюдать принцип добросовестности, явиться в заседание, представить доказательства и др., нарушают установленные в суде правила и препятствуют осуществлению административного судопроизводства (ст. 116 КАС). При этом они должны быть лицами, участвующими в деле или содействующими осуществлению правосудия, представителями (в том числе от госорганов), или гражданами, на которых суд возложил исполнение процессуальных обязанностей.

Если правила нарушают те, кто присутствует на заседании, но участниками процесса не являются, они будут отвечать за нарушение порядка не по ч. 1 ст. 17.3 КоАП (неисполнение распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила), а по правилам гл. 11 КАС. При административном принуждении такие граждане наделяются правами и обязанностями лиц, участвующих в деле, не только в части применения “принудительных” мер, но и их обжалования (ч. 4 ст. 2, ст. 45, ч. 4 ст. 117 КАС).

Какие меры можно применять?

Ограничение времени выступления

Применяется, если участник процесса в своем выступлении освещает вопросы, не связанные с административным делом в целом или с заявленным по нему ходатайством (заявлением). При несоблюдении ограничения выступающий может быть лишен слова (п. 2 ст. 118, ч. 5 ст. 171 КАС).

Лишение слова

Кроме того, лишить слова могут за нарушение последовательности выступлений, двукратное неисполнение требований председательствующего, грубые выражения и оскорбительные высказывания, призывы к противозаконным действиям. Если лишение слова не помогает, председательствующий после устного замечания может вынести предупреждение, а то и вовсе удалить дебошира из зала судебного заседания (ст. 119 КАС, ч. 6 ст. 144 КАС).

Читайте также:
На какой стадии гражданского судопроизводства возможно правопреемство

Предупреждение и удаление

Без предварительного предупреждения из зала на время могут гражданина попросить удалиться, если совершенное им нарушение порядка “носит существенный характер”, например, создает угрозу безопасности других граждан. При этом удаление участвующего в деле лица (даже если его присутствие на заседании обязательно) или его представителя не препятствует дальнейшему рассмотрению спора и принятию решения по нему. По возвращении изгнанных из зала суда знакомят с тем, какие процессуальные действия произошли в его отсутствие (ч. 2 ст. 143 КАС). За повторное нарушение председательствующий может удалить нарушителя на все время заседания.

Слушателей, нарушающих порядок, суд и вовсе может попросить покинуть зал заседания без выяснения их личностей, путем вынесения протокольного определения. Какая-то из сторон процесса может заявить о несогласии с такой мерой, но лишь в жалобе на судебный акт, вынесенный по административному делу (ч. 2 ст. 202 КАС).

Что важно, срок действия таких ограничений, как лишение слова, ограничение выступления и удаление из зала суда, если они действуют не на протяжении всего заседания, должен определяться “в соответствии с принципом разумности”, учитывающим существенность и обстоятельства совершения нарушения, а также вину нарушителя (ч. 1 ст. 92 КАС)

Обязательство о явке

Эта действительно новая мера процессуального воздействия на лиц, участие которых в процессе обязательно по закону и по мнению суда. Она отличается от других тем, что может применяться, и к тем, кто раньше не нарушал процессуальных обязанностей, в том числе, по явке в суд (ст. 121 КАС). Например, определение о явке (отдельный судебный акт) может вынести судья любой инстанции сразу после поступления к нему административного искового заявления или жалобы по делу. Обязательство считается возникшим (примененным) с момента получения копии такого определения или вручения его “под роспись”.

За его обязательство, даже однократное, предусмотрен судебный штраф.

Немного о приводе

Привод, то есть принудительная доставка кого-то из участников заседания в суд, не обязательно применяется к нарушителю обязательства о явке, отмечают авторы проекта постановления. И сразу напоминают, что его нельзя применять в отношении несовершеннолетних и беременных женщин, а также к тем, кто не может явиться по вызову в суд в силу возраста, болезни или иных уважительных причин.

Определение о приводе передается на исполнение незамедлительно и должно быть исполнено в сроки, указанные в нем. Вместе с тем, если такой акт обжалуется, судья апелляции или кассации может приостановить исполнение.

Назарова отметила, что самым противоречивым и важным является вопрос о взыскании расходов на привод: некоторые суды относят их к судебным издержкам и взыскивают с проигравшей стороны. ВС такую практику считает неверной и указывает, что платить должно “лицо, подвергнутое приводу”. При этом административное заявление о компенсации расходов на привод подается территориальным органом исполнительной власти по обеспечению порядка деятельности судов и разрешается в упрощенном порядке.

Судебный штраф

Пленум ВС указывает, что при наложении судебного штрафа за неисполнение процессуальных обязанностей решается в предварительном судебном заседании (или по решению суда в отдельном заседании), в том числе и в отсутствие гражданина, которого хотят оштрафовать, если, конечно, он был извещен о времени и месте заседания. Суд обязательно должен учитывать, сообщили ли “прогульщику” хотя бы за день до заседания о том, что он обязан туда прийти (например, чтобы представить доказательства), и выяснить, были ли у него уважительные причины для неявки, и предупреждали ли его об ответственности. В любом случае, ему необходимо дать возможность объясниться.

Отдельно оговаривается возможность, “в целях решения задач административного судопроизводства, реализуя принцип состязательности и равноправия сторон при активной роли суда”, наложить штраф на стороны, которые не представляют в определенный срок доказательства или возражения по делу.

Если к представителю по групповому административному иску применили такие меры, как удаление из зала судебного заседания, привод, судебный штраф, суд откладывает разбирательство, уведомляя доверителей о том, что они вправе заменить представителя (ч. 4 ст. 2 КАС, п. 2 ч. 4 ст. 225.12 АПК). Лидия Туманова, декан юридического факультета Тверского госуниверситета, отметила, что, по ее мнению, такие уведомления необходимы и для доверителей по “одиночным” административным искам.

Как обжаловать меры процессуального принуждения?

Обжаловать все меры принуждения, кроме судебного штрафа, можно в течение 15 дней со дня вынесения соответствующего определения судом первой инстанции, если иные сроки не установлены КАС. Штраф обжалуется в течение месяца со дня получения копии определения о его вынесении. А если его не удалось вручить адресату – с даты отказа от получения почтового отправления либо его возвращения.

Что такое неуважение к суду?

Отдельно докладчик отметила, что авторы проекта постановления четко указали, что является неуважением к суду. В число действий, которые так можно назвать, попало:

– использование в тексте поданного в суд процессуального документа неприличных выражений, не оскорбляющих участников судебного разбирательства, лиц, содействующих осуществлению правосудия, суд;

– не обусловленное изменением обстоятельств дела или другими объективными причинами неоднократное заявление одного и того же ходатайства, в отношении которого уже вынесено и оглашено определение суда. Особенно участники обсуждения обрадовались тому, что постановление Пленума может сократить количество вот таких вот “дублирующих” ходатайств, затягивающих процесс.

Нельзя считать неуважением к суду непредставление доказательств, неявку на заседание или совершение уголовно наказуемых действий (бездействия).

С полным текстом проекта постановления Пленума ВС “О применении судами мер процессуального принуждения при рассмотрении административных дел” можно здесь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: