Когда отменят налог на пенсию на Украине

Когда отменят налог на пенсию на Украине

По официальным данным, Кабинет министров предложил весной этого года отменить налог с пенсий на Украине. В ходе одного из заседаний правительства Владимир Гройсман, занимающий на сегодняшний день должность премьер-министра, сообщил, что законопроект принят к рассмотрению в 2019 году.

Решение Кабинета министров

По словам премьер-министра, его инициатива, которая была поддержана народом, полностью согласована с депутатским корпусом. Была назначена дата рассмотрения законопроекта об отмене налогообложения пенсий — начало мая этого года. Многие считают это полноценным шагом для полной реабилитации социальной справедливости в обеспечении пенсиями.

Активно поддерживает введение законопроекта и вице-премьер-министр, одновременно выступая за увеличение прожиточного минимума с зимы текущего года. Павел Розенко считает, что значительно должна увеличиться и заработная плата: не на 5 %, как предлагалось раньше, а на 10 %, а также размер минимальной пенсии. В этом случае при положительном решении пенсия у украинцев может уже зимой быть 1250 гривен (минимальный размер), а плата рабочим гражданам — около 1600.

На этом же заседании было отмечено, что Кабинет министров не вправе самостоятельно принять решение об отмене налогообложения на пенсии гражданам Украины. Обязательно должны быть внесены соответствующие изменения Верховной Радой в Закон О государственном бюджете Украины этого года.

Процентная ставка налога

В бюджете на текущий год ограничение на пенсионные выплаты для работающих пенсионеров было сохранено, что касается их размеров, то они были снижены от имеющейся пенсии вплоть до 80 %. При поддержке депутатами страны решения Кабинета министров все пенсии перестанут облагаться налогом еще до лета. На рассмотрение в Верховную Раду премьер-министр отправляет два важных документа, один из которых затрагивает вопрос отмены налогов на пенсии с мая текущего года.

Этих пенсионеров в стране примерно 3 %, так как их пособие равняется трем минимальным заработным платам, что на сегодняшний день составляет больше 4000 гривен. Премьер-министр практически уверен, что решения об усилении социальной защиты граждан страны будет одобрено и внедрено в жизнь.

Стоит напомнить, что пенсии в стране облагаются налогом, равным 15 %, с учетом превышения установленной суммы в 4000 гривен.

Налог выплачивается от разницы между существующим пенсионным размером и тремя минимальными заработными платами. Второй предложенный Раде законопроект касается увеличения социальных стандартов на величину в 10 %, в то время как ранее планировалось повышение всего на 6 %.

Принятие закона

Рассматриваемый законопроект о внесении изменений, касающихся учреждения налогообложения пенсий работающих граждан страны, широко поддерживается депутатами.

При требуемом минимальном количестве сторонников, равном 226 голосам, положительно проголосовало больше 300 человек. Высказываются по этому поводу многие представители правительства.

Один из заместителей министра финансов указывает на факт того, что утверждение соответствующего законопроекта способно обеспечить выплаты пенсий, причем в полном объеме. Это же касается и всевозможных доплат к ним. Отмена налогов на пенсии может снять возросшее за последнее время социальное напряжение.

Пояснительная записка к документу указывает на факт того, что внедрение рассматриваемого закона снизит финансовые поступления в государственный бюджет в текущем году приблизительно на 800 000 000 гривен. Авторы же законопроекта одновременно отмечают, что все поступления от налогов на доходы граждан страны увеличились из-за того, что был снижен единый соц.взнос в прошлые годы, в 2020 году он остался прежним.

Это может полностью компенсировать то, что от налогообложения пенсий не будет больше поступлений в бюджет. Все налоги на доходы физ. лиц в Украине за первый квартал текущего года значительно возросли по сравнению с результатами за прошлый год. Увеличение почти на 46 % превысило стандартную отметку темпов роста бюджета Украины. В пояснительной записке указывается факт того, что благодаря этому был получен дополнительный ресурс, равный полутора миллиардам гривен.

Налоги в цифрах для пенсионеров

Облагается налогом в 2020 году пенсия, которая превышает зарплатный порог в 4130 гривен, с начала весны текущего года — больше 4300 гривен. При превышении этой цифры гражданину страны необходимо выплачивать государству 15 %, которые получаются от вычитания суммы получаемой пенсионной выплаты из суммы трех заработных плат.

По данным прошлого года, больше 400 000 пенсий страны каждый месяц облагались налогом, что пополнило общий государственный бюджет за один календарный год больше, чем на 1 000 000 000 гривен.

Разногласия по вопросу отмены

В одном известном печатном издании, выпускаемом на Украине, появилась информация о несогласии с отменой налога на пенсии работающего населения бывшего премьер-министра страны. Абсолютно противоположное мнение выражает большинство ведущих фракций в парламенте. Несмотря на это, с Яценюком связано множество конфликтов, направленных на рассматриваемый законопроект.

Партия Порошенко хочет отменить пенсию работающим пенсионерам

Из 10 000 000 000 гривен, которые получают за счет аренды земли, предлагается исключить 2 000 000 000 гривен, составляющих сумму налогообложения пенсии, с чем бывший премьер-министр категорически не согласен. Это мнение расходится с инициативой об учреждении налога на пенсионные выплаты большей части правительства, считающей, что сумма в 10 миллиардов гривен покроет отсутствие поступлений в госбюджет от пенсий работающих граждан.

“Радник прем’єра” прав – пенсии в Украине надо отменить

Самая лучшая пенсионная система в мире в Голландии, а там пенсий в нашем понимании или исполнении нет.

Гломозда Вера Александровна, 7 июля 2019 года

Сразу же хочу предупредить возмущенного читателя, который увидел название статьи и аннотацию к ней, что пишу в добром здравии и на трезвую голову. Мало того, даже оставлю свой комментарий по этому поводу к статье: «Радник прем’єра радить залишити пенсіонерів без пенсії».

Итак, почему в Украине надо отменить пенсии? Потому что ничего отменять не надо. У 8 миллионов человек пенсий нет, то, что они получают, нельзя назвать даже пособием.

Моя мама, которой 89 с половиной лет, проработав практически всю жизнь директором школы, уходила на пенсию еще в Советском Союзе. Ее пенсия тогда была 132 рубля. За трехкомнатную квартиру, в которой мы жили, и в которой она живет до сих пор, мои родители за все про все платили 15 рублей. Вода из всех кранов могла течь и газ во всех камфорках мог гореть, как это теперь говорят 24/7, то есть круглосуточно и все равно 15 рублей и независимо от того, какие морозы были на улице, а они тогда действительно были.

Я тогда начинал работать учителем в школе. Мой оклад за учебную нагрузку в 18 часов составлял 100 рублей. Минус подоходный налог и налог на бездетность (и такой налог был, который призывал быстрее жениться и заводить детей) итого на руки 84 рубля. То есть, каждый из нас без проблем мог оплатить квартиру в 65 квадратных метра. За декабрь прошлого года за все она заплатила 2 700 гривен и это при почти нулевой или даже плюсовой температуре на улице.

А это моя мама 8 лет тому назад. Как то мы разговорились с ней, и я сказал, что сейчас в интернете, как «в Греции, все есть», достаточно только вбить в гугл свое имя и фамилию. «А что там про меня пишут», – спросила мама. Я ей рассказал про статью «Подъезд с пальмами….. » и показал ее. «Ну, про это я знаю», – с некоторым разочарованием сказала она. «А что еще?». Вот так то. Теперь я смогу показать ей и эту статью .

Весной прошлого года я встретил знакомую учительницу, которая вышла на пенсию. Рассказывая о себе и спрашивая за кого голосовать, она поинтересовалась: «А как там в европейских странах с пенсиями, Вы ведь много пишете об этом?».

Я сказал, что самая лучшая пенсионная система в Голландии, этой системе завидуют даже немцы. Почему? В Голландии пенсия делится на две части. Первая часть – это пенсия по старости. Она выдается каждому жителю страны, который прожил в ней в течение 50 лет с 15 до 65 лет. Равна она 1200 евро. Выплачивается она независимо от того, нищий вы или миллиардер, проработали вы все эти 50 лет или не работали за это время ни одного дня. Главное и единственное условие – 50 лет жизни в Голландии. А если нет? То есть вторая часть пенсии, которая состоит из отчислений, которые вы на протяжении всей жизни голландцы делали на свой пенсионный счет, работая на предприятиях или в компаниях. То есть, пенсия голландца, который прожил 50 лет в стране и работал 40 лет, выплачивая на свой пенсионный счет 18% от заработка, практически равна его последней зарплате. Почему немцы завидуют пенсионной системе Голландии?

Согласно информации немецкого пенсионного страхования, 18 миллионов пенсионеров в Германии получают менее 1150 евро в месяц. Средняя пенсия в 2018 была в размере 1219 евро нетто. Если же мы говорим о том, что в Голландии у жившего и работающего в этой стране жителя пенсия на уровне зарплаты, то заметим, что в 2014 году средняя зарплата в этой стране составляла 3 544 евро.

Потом я рассказал, что беженцы, которые прибывают из разных стран в европейские страны, ничего не сделав для этих стран и ничего там не делая получают пособие , имея бесплатное жилье, от 135 до 354 евро в месяц. Я все рассказывал и рассказывал, пока не заметил навернувшиеся слезы на глазах моей собеседницы. Тогда я замолк, и говорить, со слезами на глазах, начала она. «А я прожила в этой стране 74 года, из которых 51 проработала. Когда я уходила на пенсию она была равна 260 долларам. А сегодня, это даже меньше 90 долларов. (Тогда доллар стоил около 28 гривен). И если бы не эта проклятая субсидия, это ужасное унижение, моей пенсии в некоторые зимние месяцы было бы недостаточно, чтобы расплатиться полностью за все коммунальные услуги». И теперь уже она продолжала говорить и говорить, изливая мне все наболевшее у нее на душе.

Я слушал и думал, что в Украине, надо немедленно отменить существующую пенсионную систему и сделать как в Голландии. Прожил на территории страны с 15 до 60 лет (на 5 лет меньше чем в Голландии. Почему меньше на пять лет? Это за вредность проживания в этой стране), то получай пенсию по старости в размере 5 или 10 тысяч гривен. И эту пенсию по старости должны получать все только с 60-ти лет, независимо от того, какие погоны они носили, в каких лампасах они ходили, в каких креслах они сидели и какие должности они занимали.

Читайте также:  Компенсация стоимости осаго инвалидам в Москве

Вы скажете, откуда такие цифры, когда миллионы пенсионеров получают меньше 3-х тысяч гривен? Да при таком условии пенсионеров будет не больше двух миллионов.

Ну, а остальную часть пенсионер должен будет получать со своего личного счета. Но при этом должно будет соблюдаться одно условие. Работник ничего не должен будет платить государству, только на свой пенсионный счет и при этом, та сумма от заработка, которую он будет туда перечислять, не должна облагаться подоходным налогом.

Да и еще. Пенсионеру должно быть дано право держать свой пенсионный счет в любой валюте, в любой стране, в Европе или в США. Например, в Vanguard Group — крупнейшей инвестиционной компании в мире. Именно в этот взаимный фонд, у которого под управлением на 20 ноября 2019 года было активов на сумму в 6,410 трлн. долларов, хотел отдать свои миллиарды Уоррен Баффет.

Там деньги украинского пенсионера приумножались бы, и приумножались бы в долларах, в среднем на 6-7 процентов в год. В качестве доказательства этого я хочу привести таблицу из очень интересной для инвесторов книги американского профессора Джереми Сигела «Долгосрочные инвестиции в акции. Стратегии с высоким доходом и надежностью».

Здесь ничего нет сложного. Если бы ваши пра-пра-пра предки в 1802 году 1 доллар поместили в акции, которые за этот период дорожали в среднем ежегодно на 6.6 процента, то сегодня вы, как ее обладатель, могли б продать ее за 704 997 долларов. 1 доллар, инвестированный в долгосрочные государственные облигации принес бы вам 1778 долларов, в казначейские обязательства 281 и 4.52 доллара, если бы вы на него купили золото. Ну а если бы вы ничего не покупали, а оставили его лежать в своем кошельке, то он обесценился бы до 5 центов. Обратите внимание, все равно, даже спустя 200 лет доллар полностью бы не обесценился!

Ну а как же украинское правительство, ему же нужны ваши пенсионные деньги. Нужны, но пенсии оно вам выплачивать не хочет.

Когда я прочитал, что говорит глава парламентского комитета по вопросам соцполитики Галина Третьякова: «Мы включили в солидарную систему ФОПов, которые платят около 800 грн единого налога, а претендуют на 1600 грн минимальной пенсии. Если мы поднимем прожиточный минимум до 4000 грн, то они будут платить минимум, а обязательств государство возьмет на себя в четыре раза больше“, то подумал, все «кина не будет», то есть достойных пенсий у украинцев не будет.

А Галине Третьяковой предлагаю прочитать следующее.

«Уважаемая пани Галина Третьякова, избавьте себя от заботы по поводу будущих пенсий ФОПов, скажите им «Вы не платите в пенсионный фонд, а мы не будем платить вам пенсии. Свой пенсионный вопрос решайте сами».

Отлично. И вот что из этого получится. Если фоповец каждый месяц будет перечислять на свой счет 800 гривен, и если уж не в Vanguard Group, то хотя бы в украинский банк под 6.6 процентов годовых, то через 18 лет у него на счету будет 300 000 гривен, которые ежегодно будут приносить ему 19 800 гривен или ваши 1 600 гривен в месяц. Все, чтобы получать свою пенсию в размере 1 600 гривен в месяц, фоповцу надо будет делать отчисления только в течение 17 лет. Если же он будет делать эти отчисления в течение 30 лет, то у него на счету окажется 874 000 гривен, которые позволят ему иметь ежемесячную пенсию в размере 4 800 гривен. И при этом 874 000 гривен будут его деньгами. И это при 6.6 процентах годовых. Насколько я знаю, за 30-летний период украинской истории, такого низкого процента по гривневым депозитным вкладам не было.

И в связи с этим последнее. Теперь уже обращение к другому действующему лицу из банковского сектора, Екатерине Рожковой.

Уважаемая пани Рожкова, на известных пленках Вам якобы принадлежат такие слова:

Рожкова: “Сейчас еще пойдут бунтовать вкладчики банков

Рожкова: “Ну, да, ставки пойдут вниз“.

Вкладчики не пойдут бунтовать, это нормальное явление, когда ставки снижаются, а если это в свою очередь ведет к снижению инфляции и стоимости кредитов, то это вообще замечательно. Только вкладчиков и одновременно акционеров государственных банков интересует такой вопрос. Почему, когда в украинских банках ставки по валютным депозитам снизились до 1-2 процентов, а в это время государственные финансовые институты страны заимствуют деньги за границей под 4, 5 и 7 процентов?

Почему нельзя через 4 государственных банка страны размещать среди населения годичные, трехгодичные пятигодичные валютные сертификаты на разные суммы от 1000 долларов или евро, до 100 000, не облагая их при этом налогом и гарантируя их полное возвращение, как это происходит с евробондами? Тогда бы все деньги в виде выплаченных процентов оставались в стране.

Уважаемая пани Рожкова, я спрашиваю Вас об этом как акционер государственных банков и спрашиваю от лица других миллионов акционеров, может руководство НБУ в Вашем лице и руководство министерства финансов Украины в лице пани Маркаровой не знает что делать или Вы не хотите это делать в интересах украинского народа и Вам надо уйти в отставку?

Таким образом, украинских пенсионеров не надо лишать пенсий, у миллионов украинцев их нет. Надо начать выдавать эти пенсии, а для этого полностью поменять пенсионную систему.

В Украине отменили налоги с пенсий: как пересчитают выплаты старикам

Інші новини

Вернуть деньги, ранее уплаченные в бюджет, можно будет только через суд.

Рассмотрев представление 48 народных депутатов Конституционный Суд признал вчера неконституционным обложение налогами украинских пенсий. Соответственно, с даты принятия этого решения — 27 февраля 2018 года — соответствующие нормы Налогового кодекса утрачивают свою силу.

Напомним, налогом с доходов физлиц (НДФЛ) и военным сбором по ставке 18% и 1,5%, соответственно, облагаются пенсии свыше 10 размеров прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц на начало отчетного года. Сейчас эта цифра составляет 13 730 грн, а в прошлом году — 12 470 грн.

Разумеется, процент таких лиц в общей массе пенсионеров невелик, но суммы налогов, которые с них удерживались, по некоторым оценкам, составляли минимум 1-1,2 млрд грн. И теперь их придется чем-то компенсировать.

Эти суммы могут быть значительно больше, если украинские пенсионеры захотят вернуть себе удержанные, как теперь выясняется — незаконно — налоги.

Что произошло

КС признал несоответствующими Конституции положения НK, которыми предусмотрено, что в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход граждан включаются суммы пенсий или ежемесячного пожизненного денежного содержания, если их размер превышает 10 размеров прожиточного минимума.

Также признано неконституционным налогообложение пенсий, полученных из иностранных источников, если согласно международным договорам, такие пенсии подлежат налогообложению или облагаются в стране их выплаты.

Судьи посчитали, что налогообложение нарушает справедливый подход к установлению пенсии, так как приводит к уменьшению ее фактического размера, который устанавливается с учетом соотношения между длительностью страхового стажа и размером заработной платы (дохода) застрахованного лица.

По словам эксперта Центра политико-правовых реформ Юлии Кириченко, с момента признания норм НК неконституционными они прекращают свое действие и пенсии не должны больше облагаться налогом.

«Здесь не нужно предпринимать каких-либо действий, налоговая сама должна прекратить взимание платежей», — объяснил он.

Впрочем, если пенсионер захочет вернуть ранее уплаченные в бюджет средства, он должен будет заняться этим в индивидуальном порядке.

Как вернуть деньги из бюджета

Как известно, закон обратной силы не имеет. И формально налоги с пенсий взимались, когда действовали отмененные ныне нормы.

Однако, как отмечает управляющий партнер адвокатского объединения Suprema Lex Виктор Мороз, статья 58 Конституции Украины позволяет распространять действие новых норм на прежние периоды, если эти новые нормы смягчают или вовсе отменяют ответственность граждан. То есть, идут им во благо.

«Поэтому пенсионеры, которые хотят вернуть свои налоги из бюджета могут обратиться в налоговую с соответствующим заявлением. Правда, в 99,9% случаев они получат отказ», — говорит Виктор Мороз.

Поэтому почти наверняка придется обращаться в суд для отстаивания своих финансовых интересов. «Здесь очень многое будет зависеть от решения судов. Ведь они могут занять «государственную» позицию и под любым предлогом отказывать в удовлетворении подобных исков», — говорит Виктор Мороз.

Например, на том основании, что шестимесячный срок для обращения в административный суд уже давно прошел. Впрочем, Юлия Кириченко считает, что этот срок может отсчитываться только с момента вступления в силу решения КСУ.

«Нужно обращаться к суду именно на том основании, что решение КСУ стало нововыявленными обстоятельствами в нарушении прав гражданина, о котором ему ранее не было известно», — уверена Кириченко.

Однако, окончательные выводы можно будет сделать только после анализа полного текста решения КСУ. «Именно текст решения даст ответ на вопрос, с какого момента признано неконституционным норму абзаца 1 подпункта 164.2.19 пункта 164.2 статьи 164 Налогового кодекса Украины», — пояснил UBR.ua советник главы Высшего административного суда Украины Антон Поляничко.

Дело в том, что по общему правилу признанный неконституционным закон теряет силу со дня принятия решения КСУ. Но КСУ может выбрать более позднюю (не ранее даты принятия решения КСУ) дату прекращения действия неконституционным закона.

Впрочем, в любом случае юрист не видит оснований для возврата налога с ранее выплаченных пенсий. Поскольку Решение КСУ не может предусматривать потерю силы закона до момента принятия такого решения.

«Таковы изменения, внесенные в статью 152 Конституции Украины, принятые в 2016 году в связи с судебной реформой», — отметил Поляничко.

Если налог продолжат удерживать после принятия решения КСУ, пенсионеры имеют право требовать возврата сумм налога как излишне уплаченных в порядке статьи 43 НК. Подобная ситуация на практике уже возникала в связи с признанием неконституционными норм о налогообложении пожизненного содержания судей. Однако наиболее интересной является собственно мотивация, на основании которой КСУ пришел к выводу о не конституционности налогообложения больших по размеру пенсий.

Читайте также:  Как считается компенсация при увольнении если уволили декретницу

Автор новости: КОНСТАНТИН СИМОНЕНКО

Карачун интернет-издание

Новости

Отмена пенсий в Украине: правда ли это, и как жить без них

Идея насчет отмены единого социального взноса (ЕСВ), озвученная недавно министром экономразвития, торговли и сельского хозяйства Тимофеем Миловановым, вызвала обеспокоенность у настоящих и будущих пенсионеров. Несмотря на то, что, по словам самого Милованова, тезис был брошен как “предложение к дискуссии о том, какая налоговая система нам нужна”, многие расценили это как предупреждение о том, что вместе с ЕСВ будут отменены и пенсии. Поскольку львиная доля ЕСВ идет именно как взнос работающих людей в Пенсионный фонд.

Сайт “Сегодня” попытался разобраться, действительно ли отмена ЕСВ означает отмену пенсий? И возможно ли такое в принципе?

Пенсии платят не во всех странах

Начнем, пожалуй, с того, что такое ЕСВ и что такое пенсии.

Пенсионная система Украины досталась нам в наследство от СССР и не менялась за всю историю независимой Украины. А вот единый социальный взнос существовал не всегда. Его ввели в 2011 году, и он объединил в себе четыре взноса, которые существовали до этого: в Пенсионный фонд, в фонд страхования на случай безработицы, фонд страхования по временной утрате трудоспособности и фонд страхования от несчастных случаев на производстве. Соответственно, ЕСВ – это не только пенсии, но еще и больничные, выплаты по безработице и в связи с несчастными случаями на производстве (но интересно, что никто не связал возможную отмену ЕСВ с вероятной отменой больничных и других перечисленных выплат).

Надо отметить, что ЕСВ – это не налог, а разновидность страхования. А точнее, вид социального страхования. Разница между налогом и страховкой заключается в том, что налог человек или организация платят безвозвратно, а страховые взносы рано или поздно возвращаются к плательщику (в зависимости от условий страхования). Так, пенсионные взносы, или пенсионное страхование, возвращается к плательщику в виде пенсий. Именно поэтому пенсиями правильно называть именно те выплаты, которые получает человек, делавший на протяжении ряда лет страховые взносы именно на эти цели. А вот те, кто по каким-то причинам не работал либо работал без официального трудоустройства и не делал отчислений в Пенсионный фонд, по достижении пенсионного возраста получают не пенсии, а социальную помощь от государства. Как и люди с инвалидностью, и ряд других категорий.

Социальное страхование в том или ином виде существует во всех странах. А вот такой его подвид, как пенсионное страхование и, соответственно, пенсии – далеко не везде. Обычно, перечисляя страны, где пенсий нет вообще, называют такие, мягко говоря, слабо развитые государства, как Танзания, Афганистан, Нигер и ряд других. К ним принято добавлять и те страны, в которых пенсии получают менее 10% населения: Гамбия, Таиланд, Пакистан, Индия, Китай… Но на самом деле стран, в которых не существует пенсионных выплат, гораздо больше. И среди них есть те, которые “слаборазвитыми” не считаются. Например, Грузия.

Пожилые люди в Грузии получают деньги по достижении пенсионного возраста. Однако это не пенсии (в смысле, не возврат страховых выплат), а социальная помощь от государства. Система накопительных пенсий (то есть пенсионных отчислений) была там введена только в этом году.

“Грузины в какой-то момент поняли, что у них не хватает средств на выплату пенсий. Солидарная страховая система не очень хорошо работала, и еще при Кахе Бендукидзе они отменили аналог нашего ЕСВ и выплату пенсий. При этом они очень существенно уменьшили и количество налогов, и объем. И стали платить незащищенным гражданам определенные суммы просто из бюджета. Мы разговаривали с Джабой Эбаноидзе, который тогда возглавлял службу доходов Грузии, и он говорил, что эта реформа была довольно успешной. Для людей, у которых раньше пенсии были мизерные, назначение социальной выплаты из бюджета стало определенным решением проблем. Плюс после уменьшения налогообложения экономика страны стала достаточно белой”, – рассказывает экономический эксперт, президент инвестиционной группы “Универ” Тарас Козак.

Вообще, моделей пенсионного обеспечения, а также источников сбора денег на пенсии и социальные выплаты существует великое множество. Причем аналогов нашего ЕСВ довольно мало (разве что в Великобритании социальные налоги и отчисления собираются в “один котел”). Зато во многих европейских странах деньги на гарантированные пенсионные (социальные) выплаты собираются не в виде страховых отчислений, а как налоги с работодателей и работников. А уж социальное страхование является обязанностью или правом только работающих граждан.

Собственно, о похожей системе, по всей видимости, и говорил министр экономразвития: отменить обязательный социальный взнос, компенсировав его налогами.

“Я понимаю, что сегодня это невозможно, но я бы рассмотрел такую ​​налоговую реформу.

2. Максимально снизить налог на доход физических лиц.

3. Для компенсации поднять налог на недвижимость.

4. Также для компенсации поднять налог на землю и другие активы.

5. Улучшить сбор налогов на недвижимость и другие активы.

6. Не трогать НДС. Улучшить сбор.

7. Продолжать детенизацию экономики прямыми и косвенными методами.

8. Оказывать государственную поддержку бизнесу только при условии работы в белую и создание достаточного количества рабочих мест”, – написал министр

Пенсии напрямую из бюджета: возможно ли это в Украине

В настоящее время многие государства меняют либо ищут новые формы пенсионного обеспечения своих граждан. Продолжительность жизни растет, нации стареют. Солидарные системы пенсионного обеспечения, когда работающие за счет отчислений со своих зарплат должны “кормить” пенсионеров, изживают себя повсеместно. В Украине, к тому же, наблюдается отток трудоспособного населения. Поэтому уже сейчас чуть ли не половина пенсий, выплачиваемых украинским пенсионерам, – это фактически какие-то налоги. Например, за 2018 год собственные доходы Пенсионного фонда (от ЕСВ) составили 202 млрд грн, а 150 млрд Фонд получил в виде дотаций из госбюджета, который наполняется преимущественно за счет налогов.

“Возможно, и Украине придется идти по грузинской модели, потому что Пенсионный фонд вечно дефицитный, а ЕСВ и налог на доходы физических лиц, которые в сумме составляют 41,5% зарплат, – это существенная причина тенизации экономики. В Украине работника не волнует, какие налоги платит с его зарплаты работодатель. Он это не ценит. Его волнует исключительно то, сколько он получит на руки. В отличие от цивилизованных стран, где все давным-давно привыкли платить налоги самостоятельно. В мире часто граждане платят налоги на доходы физических лиц раз в год, включая налоги с зарплаты, с других доходов. И если работодатели выполняют функцию агента, то только частично, на минимальную ставку. Сейчас в Украине рассматривается возможность существенно уменьшить налогообложение зарплат. Например, перестать брать ЕСВ и платить пенсию из бюджета. А вместо ЕСВ поднять налоги, которые сложнее спрятать. Например, можно поднять налог на добавленную стоимость, который сложно спрятать, поскольку существуют автоматизированные системы сбора НДС. Сегодня он составляет 20%, а можно его поднять, условно говоря, до 23%. В этом случае ЕСВ будет не очень-то и нужно”, – считает Тарас Козак.

Впрочем, в Грузии такая реформа проводилась в период серьезного кризиса. В Украине сегодня провести ее будет гораздо сложнее, считает эксперт. Но он уверен, что необходимо искать новую модель пенсионного обеспечения, поскольку существующая сегодня солидарная система не работает.

Экономический эксперт Алексей Кущ также уверен: солидарная пенсионная система в Украине работать уже не может.

“Солидарная система – потенциальный банкрот. Это подтверждают постоянно растущие трансферты из госбюджета на покрытие дефицита ПФУ. На следующий год они составят свыше 170 млрд грн. Поэтому есть такая идея – начать выплачивать пенсии напрямую из бюджета. Таким образом мы, во-первых, будем экономить на администрировании ПФУ, а во-вторых, сама система станет проще. Единственное – тогда эти выплаты уже нельзя будет назвать пенсиями. Это правильнее будет назвать минимальной социальной выплатой”, – объясняет он.

Эксперты считают, что моделей, на которые может перейти Украина в случае отмены ЕСВ, существует много.

“Возможна и такая модель, при которой ЕСВ останется, но будет уменьшен и будут идти на второй уровень пенсионного обеспечения – на личные счета украинцев в негосударственных пенсионных фондах. Люди смогут использовать накопленные таким образом деньги, когда выйдут на пенсию”, – говорит Тарас Козак.

Алексей Кущ также предложил похожий вариант:

“Можно, например, расщепить ЕСВ на два налога. Один, порядка 15%, будет еще некоторое время собираться в бюджет, чтобы выплачивать минимальную социальную выплату – это будет налог на переходной период. А вторая часть – например, 7% – может идти на обязательное негосударственное пенсионное обеспечение. В таким случае мы перейдем к трехъярусному пенсионному обеспечению. Нижний ярус – минимальная государственная социальная выплата. Это, как говорится, на кусок хлеба. Второй ярус – негосударственный уровень, который будет финансироваться тоже за счет обязательных пенсионных отчислений. Это уже человек будет накапливать себе на кусок хлеба с маслом. А если человек захочет накопить себе на кусок хлеба с маслом и икрой – должно быть добровольное негосударственное пенсионное страхование”, – говорит Алексей Кущ.

Между тем, глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данил Гетманцев считает вопрос отмены ЕСВ преждевременным.

“Мы, конечно, работаем над вопросом уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда. Убежден, что конкретные варианты можно будет обсуждать в дискуссии насчет малой налоговой реформы. Однако вопрос отмены ЕСВ как минимум преждевременный. Я не рассматриваю сегодня даже возможность отмены ЕСВ без адекватной компенсации. В то же время мы рассматриваем возможность объединения единого социального взноса, налога на доходы физлиц и военного сбора”, – сказал Данил Гетманцев в комментарии сайту “Сегодня”.

Пенсионный возраст в Украине снова хотят повысить: когда и на сколько лет

В то время, как стало известно, что пенсии в марте повысят не всем, власти Украины все чаще говорят о необходимости повышения пенсионного возраста. Главные причины – уменьшение количества трудоспособного населения и увеличение продолжительности жизни пенсионеров. Пока это якобы планы нескорого будущего – через 5 лет не ранее, очень постепенно и то не факт. Но эксперты уверены: все может произойти намного стремительнее.

Как пишет “Сегодня”, с 1 апреля 2020 года пенсионный возраст украинок будет повышен с 59 лет до 59 лет и 6 месяцев, а через 13 с половиной месяцев – с 1 апреля 2021 года – пенсионный возраст женщин и мужчин в стране сравняется – 60 лет. Правда, пока у дам остается 5-летний “бонус” по стажу: им полноценная (выше минимальной) пенсия будет назначена при наличии страхового (трудового) стажа 30 лет, мужчинам нужно 35 лет. Страховой стаж, дающий право на пенсию по возрасту, станет одинаковым для всех (35 лет) в 2028 году. А вот каким тогда будет пенсионный возраст, пока неясно.

Читайте также:  Доплата к пенсии в Подмосковье неработающим пенсионерам в 2020 году

В 2020 году пенсию по возрасту назначат, если у работника есть не менее 27 лет стажа. Эту норму увеличили на 10 лет с 2018 года (тогда было 15 лет) и каждый год добавляют по одному году, пока в 2028 году не будет 35 стажа, дающего право выхода на пенсию по возрасту.

Что говорят о новом повышении пенсионного возраста

Впервые о возможности повышения пенсионного возраста для мужчин, который остается неизменным с времен СССР – 60 лет, официально заявила глава комитета Верховной Рады по социальной политике Галина Третьякова (ранее гендиректор Украинской федерации страхования и член правления Пенсионного фонда Украины).

Главная причина, по ее словам, это невозможность уже через 10 лет обеспечить за счет нынешней солидарной системы (по-простому – “общий котел”) всех пенсионеров. В “общем котле” для этого окажется слишком мало денег и придется снова пересчитывать формулу назначения пенсии, в итоге в процентах от заработка работника она уменьшится.

На сегодня средняя трудовая пенсия (3064 грн) составляет 28% от среднего заработка, с которого она рассчитывается. До “осовременивания” пенсий в октябре 2017 года было 36%. Минимальная пенсия равна 1638 грн, это 53% от средней пенсии, или 15% от среднего заработка. По рекомендациям Международной организации труда (МОТ), для нормальной жизни пенсионера его пенсия не должна быть меньше 40% его заработка.

В Европе рекомендация МОТ выполняется: в странах Балтии этот показатель 46%, в Швейцарии самый высокий – 80% заработка. Но не за счет солидарной системы, а за счет того, что работники всю жизнь сами копят себе на старость.

Есть исследования Всемирного банка, по которым в 2030 году при параметрах нынешней солидарной системы у нас пенсию по формуле будут получать 40% пенсионеров. Остальные 60% получат минимальную пенсию. Повышение пенсионного возраста – неизбежный процесс“, – сказала Галина Третьякова.

Сейчас минимальную пенсию получают около 5% украинцев.

Третьякова отметила, что повышение пенсионного возраста должно быть очень плавным, например, на один месяц в год начиная с 2023 или 2025 года. При этом Третьякова добавила, что пока идут дискуссии, и если даже подобный закон будет принят, то президент Владимир Зеленский его может ветировать.

Ранее глава государства заявлял, что поддерживает не повышение пенсионного возраста, а введение обязательных личных накопительных пенсий за счет совместных отчислений работодателя и работника. Но для этого не приняты все законы, хотя они поданы в Верховную Раду.

Почему говорят о новом повышении

Казалось бы, вопрос повышения пенсионного возраста в Украине для мужчин властям удалось закрыть в ходе так называемой “пенсионной реформы” 2017 года. Тогда, по словам независимого пенсионного эксперта Виктора Колбуна (экс-замглавы Пенсфонда), частично решили проблемы нынешних пенсионеров, осовременив (повысив) им пенсии, и добавили проблем пенсионерам будущим, увеличив им на 10 лет минимальный пенсионный стаж.

Это было скрытое повышение пенсионного возраста, ведь многие из нынешних 45-50 летних к 2028 году не будут иметь необходимых 35 лет стажа и им придется работать до 63-65 лет”, – говорит Виктор Колбун. – Но два года спустя стало ясно: пенсии растут намного быстрее, чем уменьшается количество пенсионеров. Поэтому снова заговорили о повышении пенсионного возраста“.

Член Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин также уверен, что украинцев постепенно готовят к повышению пенсионного возраста.

Это крайне непопулярная мера, вспомните протесты во Франции, в РФ, – анализирует Пендзин. – Хотя объективно, скоро не хватит денег на пенсии ни в Пенсионном фонде, ни в госбюджете. Власти вкидывают в социум информацию о возможном повышении пенсионного возраста и ждут реакции. Пока она негативная, но вероятность 100%, что эту тему будут продолжать“.

В Минсоцполитики уже посчитали, что к 2028 году в Украине половина будущих 60-летних, которым сейчас за 50 лет (около 2 млн человек) не смогут оформить пенсии, так как им не хватит страхового стажа.

Чего ожидать дальше

Мнения экспертов разделились. Олег Пендзин считает, что заявление Галины Третьяковой о необходимости повышения пенсионного возраста было согласовано с президентской командой, Виктор Колбун – что не было. По его мнению, Третьякова – достаточно самостоятельная политическая фигура и специалист высокого уровня, чтобы поднимать такие вопросы.

Сама Галина Третьякова уверена, что замалчивать грядущие проблемы с выплатой пенсий уже невозможно, надо решать вопрос на самом высшем уровне и побыстрее.

Виктор Колбун надеется, что до 2023-2025 года пенсионный возраст в Украине власти не повысят, хотя говорить об этом станут все настойчивее.

Эффект от повышения пенсионного возраста возможен лишь тогда, когда экономика Украины будет устойчиво развиваться, появятся новые рабочие места для молодого поколения, – анализирует Виктор Колбун. – Иначе мы получим рост безработицы либо среди “предпенсионеров”, которых массово станут увольнять досрочно, либо среди молодых, которые, кстати, не смогут в итоге заработать требуемого страхового стажа. Для решения этой проблемы есть еще лет пять, но заниматься как улучшением инвестиционного климата, так и пенсионным реформированием, прежде всего введением личных накопительных пенсий, надо сегодня“.

Олег Пендзин более пессимистичен, по его прогнозам, за пенсионеров власти возьмутся, как только решат два более важных вопроса – примут закон о продаже сельхозземель и новый Трудовой кодекс (либо его демо-вариант – закон “О труде”). Эксперт утверждает, что эти два закона будут приняты не позже первой половины 2020 года.

Далее в приоритете властей – изменение системы налогообложения зарплат, что может повлечь за собой и одновременное изменение пенсионного законодательства, в частности, повышение пенсионного возраста и введение личных накопительных пенсий, – прогнозирует Олег Пендзин. – Это уже будет настоящая пенсионная реформа. Вероятнее всего, повышение пенсионного возраста сделают постепенным, причем не на месяц ежегодно, это мало, а на полгода. И повысят с 60 до 62-63 лет, а не до 65. Не исключено, что пенсионный возраст повысят не только для мужчин, но и для женщин, так как с 2021 года он станет для всех одинаковым“.

Олег Пендзин пояснил, что систему налогообложения зарплат в Украине могут привести к западным стандартам, когда работодатель выплачивает “брутто”-зарплату, а уже сам работник отчисляет с нее налоги в бюджет. В “брутто”-зарплату войдут единый соцвзнос (22% от зарплаты), налог на доходы физлиц (пока 18%, но при высоких зарплатах его хотят сделать вдвое больше), военный налог (1,5%), всего 41,5%. К этому могут добавить взнос на личные накопительные пенсионные счета (2-5% с работодателя и не менее 1-2% с работника). Но в переходный период налоговым агентом все же оставят работодателя, а на руки работнику выдадут “нетто”-зарплату.

Впрочем, Олег Пендзин считает, что такие радикальные изменения вступят в силу не ранее 2022 года. То есть у 58-59-летних мужчин есть двухлетний запас времени, дабы оформить пенсию в 60 лет. Если, конечно, они ее успеют заработать.

Какой стаж нужен для получения пенсии в Украине. Инфографика: ПФ

Ранее Українські Новини писали о том, что в 2028 году половина людей пенсионного возраста не смогут оформить пенсию в 60 лет, поскольку не будут иметь необходимого стажа, однако недостающие годы можно докупить.

Также в ПФУ объяснили, что влияет на размер выплат и почему у бывших коллег по работе зачастую размеры пенсии разные.

Рада отменила налог на пенсии

Народные депутаты Украины проголосовали за отмену налогообложения пенсий. Соответствующий законопроект поддержали 274 нардепа, сообщает УНН.

Отметим, что законопроектом предусматривается отмена налогообложения пенсий, не превышающих 10 740 грн. Пенсии, которые превышают 10 740 гривен, будут облагаться налогом по ставке 18%. К пенсиям работающих пенсионеров, как пояснила председатель профильного комитета Нина Южанина, будут применены понижающие коэффициенты.

Напомним, 2 июня Рада приняла закон о судоустройстве и статусе судей.

Аплодировали стоя: как Рада проводила Яценюка в отставку – фотогалерея | Фотогалерея

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО «Издательский Дом УМХ». Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО «Издательский Дом УМХ» запрещено. При правомерном использовании материалов с данного ресурса, прямая гиперссылка на www.aif.ua обязательна.

Материалы с пометками ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, НОВОСТИ КОМПАНИЙ, КОМПАНИИ, БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ, ПОЛЕЗНЫЙ ВЫБОР, ЛЮДИ ДЕЛА, МНЕНИЯ, ВЫБОРЫ, ПРЕСС-РЕЛИЗ, СМОТРИМ ЛУЧШЕЕ публикуются на коммерческой основе.

Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.

Адрес редакции: 04080, Киев, ул.Кирилловская, 104 телефон: (044) 205-43-04

Правила комментирования

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)

Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.

В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.

Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.

Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.

Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.

Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.

Ссылка на основную публикацию