Расчет количества жителей в многоквартирном доме

Расчет количества жителей в многоквартирном доме

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 10 ноября 2016 г. N 37404-АТ/04 Об определении количества постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и в пределах своей компетенции сообщает следующее:

Формулы 4, 4(1), 5, 7, 9, 20, 21, 23, 23(1), 26, 27 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее – Правила N 354), а также формулы, предусмотренные пунктами 12, 14 приложения 2 к Правилам N 354 используют понятие количество постоянно и временно проживающих граждан.

Указанное количество применяется при расчетах размера платы и объема потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению в случаях, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета соответствующего коммунального ресурса.

Количество постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан определяется исходя из следующего:

Постоянно проживающими в жилом помещении являются граждане, которые зарегистрированы в указанном жилом помещении по месту жительства. В соответствии с абзацем вторым пункта 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 (далее – Правила N 713), местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Таким образом, количество постоянно проживающих в жилом помещении граждан равняется количеству граждан, зарегистрированных в указанном жилом помещении по месту жительства (регистрация по месту жительства является бессрочной, постоянной).

Временно проживающими в жилом помещении являются граждане, зарегистрированные в указанном жилом помещении по месту пребывания. В соответствии с абзацем первым пункта 3 Правил N 713 местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. В случае, если временно проживающий в жилом помещении гражданин не является собственником указанного помещения и не является нанимателем указанного помещения, то есть право пребывания в таком помещении предоставлено гражданину лицом, имеющим право пользования указанным помещением, в качестве одного из документов для регистрации гражданина в качестве временно пребывающего пункт 9 Правил N 713 устанавливает заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение. Именно это заявление указано и в подпункте “б” пункта 57 Правил N 354.

Необходимо отметить, что подпункт “б” пункта 57 Правил N 354 в качестве лица, подающего такое заявление, устанавливает собственника или постоянно проживающего потребителя. Данная формулировка указывает на лицо, имеющее право пользования помещением – таким лицом является либо собственник, либо постоянно проживающий в помещении потребитель.

В случае, если жилое помещение является собственностью муниципального образования, и данное жилое помещение передано нанимателю по договору найма, такой наниматель является постоянно проживающим в помещении потребителем, и имеет право оформлять заявление о пользовании указанным жилым помещением временно проживающими потребителями. Документом, подтверждающим право нанимателя использовать указанное помещение, является договор найма – этот документ в обязательном порядке должен предоставляться при оформлении заявления. При этом с учетом того, что муниципальное помещение уже передано нанимателю по договору найма, в указанном случае недопустимо оформление заявления от имени органов местного самоуправления.

Помимо граждан, зарегистрированных в жилом помещении по месту пребывания, к временно проживающим жилищное законодательство относит также граждан, проживающих в жилом помещении без регистрации в указанном жилом помещении – то есть тех граждан, у которых отсутствует регистрация в указанном жилом помещении и по месту жительства, и по месту пребывания.

В соответствии с пунктом 56(1) Правил N 354 в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении (далее – Акт).

Читайте также:
Как зарегистрировать новый дом на земельном участке

Необходимо отметить, что сам по себе указанный Акт не может являться основанием для применения количества указанных в Акте граждан в расчетах платы за коммунальные услуги. Составленный исполнителем коммунальных услуг Акт в соответствии с тем же пунктом 56(1) Правил N 354 в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

После получения Акта от исполнителя коммунальных услуг соответствующие уполномоченные органы проводят проверку и в случае подтверждения факта проживания в жилом помещении граждан, не имеющих в указанном помещении регистрации, составляют Протокол об административном правонарушении. Именно такой Протокол в соответствии с пунктом 58 Правил N 354 количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в подпункте “б” пункта 57 настоящих Правил, и (или) на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для определения количества временно проживающих граждан. Применение в расчетах платы за коммунальные услуги Акта, составленного исполнителем коммунальных услуг, в отсутствие составленного уполномоченными органами Протокола об административном правонарушении, недопустимо.

Документы, являющиеся основанием для вселения в жилое помещение и пользования жилым помещением (свидетельство о праве собственности на указанное помещение, выписка из ЕГРП, договор найма на указанное помещение, иные документы, предусмотренные законодательством) являются основанием для внесения оплаты за коммунальные услуги и содержание жилого помещения, но не являются основанием для определения количества проживающих в жилом помещении граждан.

В соответствии с частью 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает: у собственников помещений – с момента возникновения права собственности на помещение; у нанимателей и арендаторов помещений – с момента заключения соответствующих договоров найма и аренды; у членов жилищных кооперативов – с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Применение в расчетах платы за коммунальные услуги и/или содержание жилого помещения такого показателя, как количество граждан, указанных в документах, являющихся основанием для вселения в жилое помещение и пользования жилым помещением (количество собственников, количество нанимателей), не предусмотрено ни Жилищным кодексом РФ, ни принятыми во исполнение его положений постановлениями Правительства РФ. В том числе применение в расчетах платы за коммунальные услуги количества граждан, не проживающих в жилом помещении, а лишь имеющим право такого проживания, не соответствует положениям Правил N 354. При расчете размера платы за коммунальные услуги и/или содержание жилого помещения используются следующие количественные показатели:

– размер платы за содержание жилого помещения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению и размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, рассчитываются исходя из площади помещения;

– при наличии индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению определяется, исходя из показаний этих приборов учета;

– при отсутствии индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению определяется, исходя из нормативов потребления указанных услуг и количества постоянно и временно проживающих граждан

Таким образом, применение в расчетах платы за коммунальные услуги и/или содержание жилого помещения количества граждан, указанных в документах, являющихся основанием для вселения в жилое помещение и пользования жилым помещением (количество собственников, количество нанимателей), недопустимо.

В случае, если в жилом помещении не зарегистрирован ни один гражданин (ни по месту жительства, ни по месту пребывания), при этом отсутствуют Протоколы об административных правонарушениях, выраженных в проживании в указанном жилом помещении граждан без регистрации в этом жилом помещении, если при этом жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета горячей воды, холодной воды, газа, электроэнергии, предъявление к оплате коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению неправомерно.

В том числе, для жилого помещения, не оборудованного индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета горячей воды, холодной воды, газа, электроэнергии, в котором не зарегистрирован ни один гражданин, при отсутствии Протоколов об административных нарушениях, выраженных в проживании в указанном помещении граждан без регистрации, расчет стоимости коммунальных услуг, потребленных в данном жилом помещении, произведенный исходя из одного проживающего, является противоречащим жилищному законодательству Российской Федерации. Количество постоянно и временно проживающих граждан в таком помещении равно нулю.

Читайте также:
Как оформить загородный дом по дачной амнистии

Дополнительно сообщаем, что письма федеральных органов исполнительной власти, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заместитель директора Департамента
жилищно-коммунального хозяйства
А.В. Таманцев

Обзор документа

В ряде случаев при расчете размера платы за коммунальные услуги учитывается количество постоянно и временно проживающих граждан.

К первым относятся лица, зарегистрированные в помещении по месту жительства. Ко вторым – граждане, зарегистрированные в помещении по месту пребывания.

Возникают ситуации, когда в помещении проживают граждане без регистрации по месту жительства (пребывания).

Если исполнитель коммунальных услуг обладает информацией о наличии граждан, проживающих в помещении, не оборудованном приборами учета потребленных ресурсов, без регистрации, то он вправе составить акт об установлении количества лиц. Документ в течение 3 дней направляется в уполномоченный орган в сфере миграции, который проводит проверку и при подтверждении факта проживания граждан в помещении без регистрации составляет протокол об административном правонарушении.

Именно такой протокол является основанием для определения количества временно проживающих граждан в целях определения размера платы за коммунальные услуги.

Также отмечено, что не допускается применять в расчетах платы за коммунальные услуги и/или содержание жилого помещения такой показатель, как количество граждан, указанных в документах, являющихся основанием для вселения в жилое помещение и пользования им (количество собственников, количество нанимателей).

Для жилого помещения, не оборудованного индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета ресурсов, в котором не зарегистрирован ни один гражданин, при отсутствии вышеупомянутых протоколов расчет стоимости коммунальных услуг, потребленных в данном помещении, произведенный исходя из одного проживающего, является противоречащим жилищному законодательству. Количество постоянно и временно проживающих граждан в таком помещении равно нулю.

Когда потребитель не сможет оспорить акт УО о числе проживающих

Акт о количестве проживающих в квартире важен для УО/РСО в том случае, если в помещении невозможно установить ИПУ. Собственники, которые скрывают число жителей квартиры, часто пытаются оспорить составленный акт, чтобы не платить за ЖКУ больше. Разбираем пример такого дела, где главным стал вопрос о начале отсчёта срока исковой давности.

УО вправе составить акт о количестве проживающих в квартире в соответствии с ПП РФ № 354

Вопрос о том, сколько человек на самом деле проживает в квартире, важен для управляющих организаций, ТСЖ и РСО: количество жителей влияет на расчёт платы за соответствующую жилищную или коммунальную услугу, если он производится с учётом числа прописанных.

Например, если в помещении технически невозможно установить счётчики коммунальных ресурсов и об этом составлен акт, то величина норматива потребления напрямую зависит от количества проживающих в квартире человек. И если это не установлено точно, то управляющая организация/ТСЖ могут нести большие расходы при оплате КР на СОИ.

В ПП РФ № 354 законодатели официально дали потребителям и исполнителям коммунальных услуг возможность урегулировать вопрос с незарегистрированными в квартире гражданами:

  • добровольно – когда собственники квартиры или постоянно проживающий в ней человек направляют исполнителю КУ заявление, что в жилом помещении есть временно, то есть более 5 дней, проживающие лица (п. п. 56, 57(1) ПП РФ № 354).
  • принудительно – УО, ТСЖ и РСО самостоятельно фиксируют такие сведения, составив акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении (п. 56(1) ПП РФ № 354).

Задача составить подобный акт сама по себе непростая, и если всё-таки УО это удалось, то стоит чётко следовать требованиям ПП РФ № 354, о чём неоднократно высказывался ВС РФ при решении споров собственников и УО о законности этого документа.

Например, в деле № А56-102775/2018 УО не направила копию составленного акта собственнику и в орган, уполномоченный на осуществление функций по надзору в сфере миграции. Все суды встали на сторону собственника, который требовал признать акт недействительным. Подробно это дело мы разобрали тут.

Управляющим организациям непросто отстоять в суде законность и правомерность составленного ими акта о количестве проживающих в квартире, но в практике есть примеры, когда им это удаётся. Рассмотрим одно из последних таких дел.

С момента составления акта прошло более трёх лет – истёк срок исковой давности

В суд обратился собственник помещения в одном из многоквартирных домов Казани. Он требовал признать недействительным акт о количестве проживающих, составленный управляющей организацией в 2013 году, и на основании которого с него взыскали задолженность за ЖКУ более 50 тыс. рублей (дело № 2-1699/2018).

Читайте также:
Дом признан непригодным для проживания что дальше

Согласно оспариваемому документу, в квартире истца проживал ещё один человек, который не был зарегистрирован, и УО об этом уведомлена не была. Но владелец квартиры посчитал, что управляющая организация действовала незаконно, поскольку не направила в его адрес/не вручила копии такого акта. Истец утверждал, что узнал о существовании документа только в суде, где с него взыскали задолженность за ЖКУ, – в 2018 году.

При этом собственник утверждал, что акт нарушает требования НПА: не позволяет установить лица, которые составили документ, в нём не указаны данные не зарегистрированного в квартире лица, нет подписи самого истца.

В судебном процессе принимали участие представители не только УО-ответчика, но и обслуживающей организации, которые также входили в комиссию во время составления оспариваемого акта. Они указали на то, что один экземпляр акта был оставлен в обслуживающей компании, а копия передана в УО. Участники комиссии пытались вручить собственнику его экземпляр акта, но тот отказался его получить, о чём в документе сделана отметка.

В ходе разбирательства УО заявила о пропуске собственником срока исковой давности, поскольку акт был составлен в 2013 году, и истец об этом знал.

Собственник был уведомлен о составлении акта о числе проживающих в квартире, но не оспорил его вовремя

Суд первой инстанции, рассмотрев представленные сторонами доказательства, отметил, что истец должен был знать о составленном акте с 2013 года, потому что:

  1. В оспариваемом акте стоит отметка о том, что комиссия пыталась вручить собственнику копию, но тот отказался её взять.
  2. В счетах на оплату ЖКУ, выставляемых ежемесячно в адрес истца, указано количество проживающих «два человека», и собственник предоставил копии квитанций об оплате этих счетов с ноября 2014 года.

Решением Ново-Савиновского районного суда Казани от 20.04.2018 с истца была взыскана задолженность за ЖКУ, рассчитанная в том числе на основании акта о количестве проживающих от 2013 года, в котором указаны один зарегистрированный и один не прописанный в квартире потребители услуг.

Собственник потребовал признать акт ничтожным только в 2020 году, хотя, как установил судья, знал о нём с 2013 года. Следовательно, к моменту подачи иска уже истёк срок исковой давности в три года, о чём представитель ответчика заявил на судебном разбирательстве. Иск собственника был отклонён, а составленный акт оставлен в силе.

Собственник не смирился и подал апелляционную жалобу, настаивая на том, что не знал об акте до 2018 года. Доказательства направления документа в его адрес нет, следовательно, истец узнал о нём только в 2018 году, и срок исковой давности ещё не истёк. Несмотря на указание в платёжных документах за ЖКУ двух проживающих, он платил только за одного человека, а основания для начислений за двоих не выяснял.

Судья апелляционной инстанции жалобу отклонил, считая, что собственник должен был знать о нарушении своего права с начала выставления ему счетов на оплату на основании оспариваемого акта. В силу ч. 1 ст. 200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении. При этом истец не подавал ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд. Решение первой инстанции осталось в силе.

Суд ранее взыскал с собственника долг за ЖКУ на основании составленного акта о количестве проживающих

Владелец квартиры посчитал, что суды не правы, и подал кассационную жалобу. Кассационный суд повторил выводы коллег о том, что копии квитанций за ЖКУ и чеков их частичной оплаты, а также отметка об отказе собственника в оспариваемом акте доказывают, что истец знал о составлении документа с 2013 года. Следовательно, срок исковой давности уже истёк.

К тому же суд кассационной инстанции обратил внимание на доводы собственника о том, что акт является ничтожным в связи с пороками его составления. Однако судья указал на то, что в рамках гражданского дела № 2-1699/2018 о взыскании с истца долга в пользу УО за жилищно-коммунальные услуги суд основывал свои выводы в том числе на акте проживания незарегистрированных граждан как на допустимом доказательстве количества проживающих в квартире граждан.

Суд отметил, что требования истца фактически представляют собой скрытую форму обжалования ранее принятого судебного акта по делу № 2-1699/2018, что противоречит действующим положениям процессуального закона:

  • Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела.
  • В силу ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех.
Читайте также:
ЛПХ земли поселений можно ли строить дом

Жалоба собственника была отклонена, а решение суда первой инстанции – оставлено в силе.

Запомнить

Рассмотренное дело и выводы судов показывают, что УО может отстоять составленный акт о количестве проживающих в квартире, если:

  1. Истёк срок исковой давности в три года с момента составления документа, но здесь важно, чтобы у УО были доказательства, что собственнику вручили его экземпляр акта или же того, что он отказался получить документ.
  2. Ранее суд взыскал с собственника долг за ЖКУ, рассчитанный в том числе на основании составленного акта о количестве проживающих в квартире, и решение вступило в силу. Таким образом документ уже будет признан допустимым доказательством по делу и не может быть оспорен в силу ст. 13, ч. 2 ст. 61 ГПК РФ.

При этом УО следует правильно, в соответствии с требованиями НПА, составить такой акт. О том, как это сделать, в одном из выпусков онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются» рассказала Глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец. Подписывайтесь на обновления YouTube-канала объединения, чтобы не пропустить важную информацию и новости в сфере управления многоквартирными домами.

Расчет численности населения и жилищного фонда

Площадь функциональных зон, размеры участков отдельных элементов, емкость учреждений повседневного обслуживания зависят от численности населения микрорайона.

Численность населения рассчитывается следующим образом: в задании на проектирование даны размеры и конфигурация микрорайона. В соответствии со строительным зонированием и нормативной плотностью жилого фонда на 1 га рассчитываем население микрорайона. На территории микрорайона предусмотрено строительство киноконцертного зала с площадью участка 0,5 га, его площадь при расчете населения не учитываем.

Этажность застройки принимается по схеме строительного зонирования города. В соответствии с принятой этажностью (5-этажная) по нормам устанавливаем плотность жилого фонда брутто, т.е. количество жилой площади м2, принимаемой на 1 га территории микрорайона 2800-3200 м2/га.

Жилищный фонд микрорайона м2, определяем как произведение площади на плотность жилищного фонда:

где S – площадь микрорайона, га;

сбр. – плотность жилищного фонда брутто, м2/га.

Население микрорайона определяем на основании жилого фонда и нормы жилой площади на 1 жителя:

где N – количество жителей микрорайона, чел.;

F – жилой фонд, м2;

a – норма жилой площади, м2 /чел.

Задан микрорайон 5-этажной застройки площадью в пределах красных линий 26,34 га. Генпланом города в пределах микрорайона предусмотрено размещение киноконцертного зала с участком 0,5 га. Определим население и жилищный фонд микрорайона.

Плотность жилищного фонда брутто 5-этажной застройки составляет:

S бр = 2800-3200 м2/га

Расчетная территория микрорайона:

S =26,34-0,5 = 25,84 га

В таком случае жилищный фонд составит:

F = 25,84 ·(2800+3200)/2) = 77520 м2

При норме жилой площади на 1 жителя a = 12 м2 количество населения в микрорайоне составит:

Численность населения необходимо знать для расчета количества жилых домов в микрорайоне и расчета обслуживающих учреждений.

Обоснование выбора типа жилой застройки и расчет обслуживающих учреждений

Удовлетворение потребностей населения микрорайона в жилищном фонде обеспечивается подбором и размещением на его территории соответствующего числа жилых домов. Общее количество жилой площади во всех домах должно соответствовать рассчитанному жилищному фонду.

Наиболее экономичным домом (в зависимости от количества секций) является 4-5-секционный жилой дом. Применение домов с меньшим количеством секций увеличивает протяжность подземных сетей, обслуживающих эти дома, возрастают строительные затраты и расходы на отопление. Дома с большим количеством секций (более 4-5) менее экономичны из-за необходимости устройства в них сквозных проходов.

Для расчета количества домов за норматив принимаем, что каждая квартира рассчитана на 4 человека. На одной площадке размещается 4 квартиры, следовательно на 1 этаже секции проживает 16 человек.

Количество жильцов в секции составляет:

Количество жильцов в секции = 16 · количество этажей

Количество жильцов в доме составляет:

Количество жильцов в доме = количество жильцов в секции · количество секций.

При 5-этажной застройке примем 4 секций в доме.

В жилом микрорайоне размещаем только учреждения, связанные с обслуживанием населения микрорайона. Предприятия, предназначенные для обслуживания населения других районов (кинотеатры, универмаги и др.), из-за их большой посещаемости ухудшают условия жизни населения микрорайона. Поэтому в случае необходимости их размещаем с учетом уменьшения влияния шумного центра на условия жизни населения.

Расчет учреждений культурно-бытового обслуживания ведем в соответствии с нормативами, приведенными в таблице 1.

В микрорайоне размещаем: детский сад-ясли, школу, магазины продовольственных товаров, магазины промышленных товаров, столовую (кафе), бытовые мастерские, отделение связи, парикмахерскую, сберегательную кассу, коммунально-хозяйственный блок, гаражи-стоянки автомашин.

Таблица 1 – Учреждения повседневного обслуживания жилого микрорайона

Расчет количества жителей в многоквартирном доме

ЗДАНИЯ ЖИЛЫЕ МНОГОКВАРТИРНЫЕ

Multicompartment residential buildings

Дата введения 2017-06-04

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛЬ – Акционерное общество “ЦНИИЭП жилища – институт комплексного проектирования жилых и общественных зданий” (АО “ЦНИИЭП жилища”)

Читайте также:
Дарственная на дом плюсы и минусы

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 “Строительство”

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

6 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 54.13330.2011 “СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные”

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Изменения N 1, 2, 3 внесены изготовителем базы данных по тексту М.: Стандартинформ, 2019

Введение

Настоящий свод правил актуализирован в целях повышения уровня безопасности людей и сохранности материальных ценностей в соответствии с федеральными законами [1] и [2], выполнения требований Федерального закона [3], повышения уровня гармонизации с требованиями международных нормативных документов, применения единых методов определения эксплуатационных характеристик и методов оценки и учета санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых многоквартирных зданиях.

Свод правил выполнен авторским коллективом: АО “ЦНИИЭП жилища – институт комплексного проектирования жилых и общественных зданий” (канд. архит. проф. А.А.Магай, канд. архит. А.Р.Крюков (отв. исп.), канд. архит., доц. Н.В.Дубынин, арх. С.А.Куницын, инж. Ю.Л.Кашулина, инж. М.А.Жеребина); АО ЦНИИПромзданий (канд. техн. наук Т.Е.Стороженко); ОАО “Академия коммунального хозяйства имени К.Д.Памфилова” (вед. науч. сотр. В.Н.Суворов); ОАО “Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве” (А.И.Тарада), ООО “Верхне-Волжский Институт Строительной Экспертизы и Консалтинга” (М.В.Андреев).

Изменение N 1 к настоящему своду правил разработано авторским коллективом АО “ЦНИИПромзданий” (руководитель разработки – д-р техн. наук, проф. В.В.Гранев, руководитель темы – канд. архитектуры Д.К.Лейкина, ответственный исполнитель – канд. архитектуры Н.В.Дубынин; исполнители – Ю.Л.Кашулина, А.И.Хорунжая); ОАО “Академия коммунального хозяйства имени К.Д.Памфилова” (В.Н.Суворов).

Изменение N 3 к настоящему своду правил разработано авторским коллективом АО “ЦНИИПромзданий” (руководитель разработки – д-р техн. наук, проф. В.В.Гранев, ответственный исполнитель – канд. архитектуры Н.В.Дубынин; исполнители – канд. техн. наук М.Ю.Граник, Ю.Л.Кашупина, А.И.Хорунжая).

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил распространяется на проектирование и строительство вновь строящихся и реконструируемых многоквартирных жилых зданий высотой* до 75 м, в том числе общежитий квартирного типа, а также жилых помещений, входящих в состав помещений зданий другого функционального назначения.

* Здесь и далее по тексту высота жилого здания – в соответствии с определением по пункту 3.1 СП 1.13130.2009

1.2 Свод правил не распространяется: на блокированные жилые дома, проектируемые в соответствии с требованиями СП 55.13330, в которых помещения, относящиеся к разным квартирам, не располагаются друг над другом, и общими являются только стены между соседними блоками; мобильные жилые здания; жилые помещения маневренного фонда, указанные в [4, статья 92, часть 1, пункты 2)-8)].

1.3 В процессе строительства и при эксплуатации многоквартирных жилых зданий отступать от параметров, установленных в настоящем своде правил, не допускается.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 25772-83 Ограждения лестниц, балконов и крыш стальные. Общие технические условия

ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения

ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях

ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

ГОСТ 33125-2014 Устройства солнцезащитные. Технические условия

ГОСТ 33984.1-2016 (EN 81-20:2014) Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке. Лифты для транспортирования людей или людей и грузов

ГОСТ Р 22.1.12-2005 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования

ГОСТ Р 51773-2009 Услуги торговли. Классификация предприятий торговли

ГОСТ Р 53254-2009 Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 56420.2-2015 (ИСО 25745-2:2015) Лифты, эскалаторы и конвейеры пассажирские. Энергетические характеристики. Часть 2. Расчет энергопотребления и классификация энергетической эффективности лифтов

ГОСТ Р 56926-2016 Конструкции оконные и балконные различного функционального назначения для жилых зданий. Общие технические условия

ГОСТ Р 58020-2017 Система коллективного приёма сигнала эфирного цифрового телевизионного вещания. Основные параметры, технические требования, методы измерений и испытаний

СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с изменением N 1)

СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (с изменением N 1)

СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности

СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям

СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (с изменением N 1)

СП 6.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности

СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности

Читайте также:
Можно ли обжаловать дарственную на дом

СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)

СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)

СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности (с изменением N 1)

СП 14.13330.2018 “СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах”

СП 20.13330.2016 “СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия” (с изменениями N 1, N 2)

СП 21.13330.2012 “СНиП 2.01.09-91 Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах” (с изменением N 1)

СП 22.13330.2016 “СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений” (с изменениями N 1, N 2)

СП 24.13330.2011 “СНиП 2.02.03-85 Свайные фундаменты” (с изменениями N 1, N 2, N 3)

СП 25.13330.2012 “СНиП 2.02.04-88 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах” (с изменениями N 1, N 2, N 3)

СП 28.13330.2017 “СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии” (с изменением N 1)

СП 30.13330.2016 “СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий” (с изменением N 1)

СП 31.13330.2012 “СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения” (с изменениями N 1, N 2, N 3, N 4)

СП 42.13330.2016 “СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений”

СП 50.13330.2012 “СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий” (с изменением N 1)

СП 52.13330.2016 “СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение”

СП 55.13330.2016 “СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные” (с изменением N 1)

СП 59.13330.2016 “СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения”

СП 60.13330.2016 “СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха” (с изменением N 1)

СП 62.13330.2011 “СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы” (с изменениями N 1, N 2)

СП 63.13330.2018 “СНиП 52-01-2003 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения”

СП 70.13330.2012 “СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции” (с изменениями N 1, N 3)

СП 71.13330.2017 “СНиП 3.04.01-87 Изоляционные и отделочные покрытия” (с изменением N 1)

СП 88.13330.2014 “СНиП II-11-77* Защитные сооружения гражданской обороны” (с изменениями N 1, N 2)

Как в соответствии с законом устанавливается число фактически проживающих граждан

Губин Виталий

Как показывает практика, управляющие компании начисляя плату за жилищно-коммунальные услуги довольно часто ошибаются в применении требований Правил предоставления коммунальных услуг. Размер платы за ЖКУ, если помещение собственника не оснащено индивидуальными приборами учета коммунальных услуг, напрямую зависит от живущих в нем граждан. Так как же правильно, в соответствии с законом, установить число фактически проживающих граждан?

Ниже рассмотрим ситуацию, которая была в реальной жизни и какие решения по делу были вынесены судами различных инстанций.

Обстоятельства дела

Общество с ограниченной ответственностью «Охота-Сервис Плюс» (далее по тексту Общество, управляющая компания), управляет многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Санкт-Петербург, улица Федосеенко, д.25.

Начиная с апреля 2017 года управляющая компания начала взимать плату за потребление горячим и холодным водоснабжением с учетом проживания шести человек, поскольку в квартире № 37 вышеуказанного дома не установлены индивидуальные приборы учета потребления жильцами горячей и холодной воды. Фактическое количество проживающих было подтверждено составлением акта.

При проведении внеплановой проверки Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга (далее по тексту Инспекцией) было установлено, что плата за горячую и холодную воду, исходя из установленного факта проживания 6 человек, начисляется и взимается незаконно.

В связи с выявленным нарушением Инспекцией в отношении Общества было вынесено соответствующее предписание, которое Общество оспорило в суде.

Решения судов первой и апелляционной, кассационной инстанций

При рассмотрении искового заявления по существу, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области счел доводы Общества несостоятельными и признал вынесенное Инспекцией предписание законным, т.е. обязательным для исполнения.

Не смирившись с вердиктом суда первой инстанции, управляющая компания обращается в апелляционную инстанцию, которая 18 февраля 2019 года отменяет решение, вынесенной судом первой инстанции и признает недействительным предписание, вынесенное в отношении Общества.

В ходе рассмотрения дела в кассационном порядке в Арбитражном суде Северо-Западного округа, установлено, что Постановление Тринадцатого апелляционного суда вынесено с нарушениями действующего законодательства и отменяет его. В то же время соглашается с выводами, которые были сделаны Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области и оставляет его в силе.

Не согласившись с решением, вынесенным кассационной инстанцией, управляющая компания подает кассационную жалобу в Верховный суд Российской Федерации, в котором просит судебные акты, вынесенные судами первой и кассационной инстанций отменить, а дело передать для рассмотрения по существу в Судебную коллегию по экономическим делам Верховного суда Российской Федерации (далее по тексту СК ВС).

Решение, вынесенное Верховным судом РФ

В ходе рассмотрения дела Верховный суд, изучив все представленные материалы дела, заслушав стороны, пришел к выводу, что управляющей компанией были нарушены требования п. 56.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В частности, Верховный суд указал, что акт, составленный управляющей компанией, является ненадлежащим документом для начисления платы за коммунальные услуги исходя из указанного в нем количества проживающих граждан, поскольку:

  • акт не был передан собственнику жилого помещения;
  • не был направлен в органы внутренних дел или орган, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Читайте также:
Срок эксплуатации панельных домов по госту

В связи с допущенным управляющей компанией грубым нарушением п. 56.1 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах», Верховным судом было вынесено определение № 307-ЭС19-14487 от 26.08.2019 г. об отказе Обществу в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим делам Верховного суда РФ для рассмотрения по существу.

Расчет количества жителей в многоквартирном доме

С развитием института собственности у граждан возникают проблемы с государственной регистрацией права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Жилищное законодательство предусматривает спе­циальную регламентацию некоторых отношений, складывающихся при пользовании жилыми помещениями, находящимися в много­квартирных домах.

Так, в соответствии со статьёй 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома; механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных жилищным и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме, при этом доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме, доля в праве общей собственности на общее имущество в данном доме нового собственника такого помещения равна доле в праве общей собственности на указанное общее имущество предшествующего собственника такого помещения.

Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании (доме) в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав.

В соответствии со ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон о введении в действие ЖК РФ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, то любое уполномоченное решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходят бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

С учетом положений статьи 23 Закона о регистрации и статьи 16 Закона о введении в действие ЖК РФ государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок, являющийся общим имуществом в многоквартирном доме, носит правоподтверждающий характер.

Читайте также:
Как узнать какое ТСЖ обслуживает дом

Таким образом, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, в соответствии со статьёй 16 Закона о введении в действие ЖК РФ возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом государственная регистрация права хотя бы одного собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (и одновременная государственная регистрация неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения прав собственников помещений в многоквартирном доме на указанное имущество, в том числе на земельный участок.

Заключения каких-либо дополнительных договоров передачи общего имущества в многоквартирном доме в общую долевую собственность действующим законодательством не предусмотрено, в Законе о введении в действие ЖК РФ также отсутствуют требования об издании органами государственной власти или органами местного самоуправления решений о предоставлении земельных участков собственникам помещений в многоквартирных домах.

Предоставление документов на государственную регистрацию права общей долевой собственности на объекты недвижимости осуществляется в соответствии с Законом о регистрации (в том числе статьями 16, 17 и 18 Закона о регистрации).

Так, на государственную регистрацию права общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставляются:

1. Заявление о государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме;

2. Документ, удостоверяющий личность заявителя или уполномоченного им на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, либо решение общего собрания собственников помещений о наделении представителя полномочиями для государственной регистрации прав всех собственников помещений на общее имущество в многоквартирном доме;

3. Документы, подтверждающие уплату государственной пошлины;

4. Документы о формировании органом государственной власти или органом местного самоуправлении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, если земельный участок сформирован после введения в действие ЖК РФ (01.03.2005 г.);

5. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (в случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимости, не сформирован до введения в действия ЖК РФ – 01.03.2005 г.);

6 Решение (протокол) общего собрания собственников помещений об определении долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме (в случае, если решением общего собрания собственников помещений не был определен иной порядок распределения долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме);

7. Документ технического учета многоквартирного дома, содержащий сведения о составе общего имущества в многоквартирном доме;

8. Правоустанавливающие документы, подтверждающие наличие прав собственников помещений в многоквартирном доме, возникших до введения в действие Закона о регистрации (до 30.01.1998 г.) на помещения, в случае если на момент предоставления документов на государственную регистрацию наличия права общей долевой собственности на объекты недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) отсутствуют записи о государственной регистрации наличия прав собственников помещений в многоквартирном доме;

9. Иные необходимые для государственной регистрации прав документы в случаях, установленных законодательством.

Регистрация прав на общее имущество возможна только после регистрации права собственника на его индивидуальное помещение.

В соответствии с подпунктом 23 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме взимается государственная пошлина в размере 200 рублей.

Свидетельство о государственной регистрации права в связи с государственной регистрацией права общей долевой собственности на объекты недвижимости собственнику помещения в многоквартирном доме не выдается.

Сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости включаются в свидетельство о государственной регистрации права собственности на помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме посредством внесения в него описания объектов недвижимости и указания размера доли в праве общей собственности на него.

Правообладателю помещения (участнику общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме), которому ранее после проведения государственной регистрации права собственности на помещение (жилое или нежилое) было выдано свидетельство о государственной регистрации права, в котором в графе «Вид права» не был указан размер доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме, после внесения соответствующих сведений в ЕГРП может быть повторно выдано свидетельство о государственной регистрации права.

Проведенная государственная регистрация прав на земельный участок под многоквартирным домом удостоверяется, в частности выпиской из ЕГРП.

Читайте также:
Можно ли прописаться в аварийном доме

Спецификой общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме является связанность доли в праве собственности с правом на помещение. То есть право на общее имущество как бы следует судьбе права собственности на помещение. Долю в праве на общее имущество невозможно продать, подарить, заложить, выделить в натуре, – она не имеет иного предназначения, кроме как обеспечивать нормальную эксплуатацию дома, поэтому право собственности на него возникает и прекращается вместе с правом собственности на помещение.

Есть и еще ряд особенностей режима долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме: доля в праве собственности независимо от её размера дает право на беспрепятственное владение и пользование всем общим имуществом, а именно:

1. Дополнительные гарантии:

– без согласия собственников невозможно использование земельного участка, как, например, прокладка новых дорог, строительство, организация коммерческих и иных предприятий (мойки, автостоянки, гаражи и т.п.) на территории, принадлежащей собственникам многоквартирного дома;

– без согласия собственника невозможно какое-либо отчуждение части земельного участка, равно как и невозможен снос (постройка) каких либо строений;

– невозможно изъять земельный участок для муниципальных (государственных) нужд бесплатно.

2.Дополнительная возможная прибыль:

– собственники вправе сдавать часть земельного участка в аренду или предоставлять его для иного возмездного использования. Кроме того, наличие собственности на землю существенно увеличивает стоимость квадратного метра жилого или нежилого помещения.

3. Удобство использования:

– собственники вправе совершать с земельным участком различные действия, в том числе направленные на его благоустройство, строительство дополнительных сооружений, детских площадок и иных строений, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности многоквартирного дома.

В.Н. Игуминова,

главный специалист-эксперт

муниципального отдела по Омскому району

Как рассчитывается квартплата в квартирах собственников и квартирах по социальному найму?

Ответы на вопросы по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги отражены в разделе Жилищного кодекса Российской Федерации. Законодательно закреплена обязанность оплачивать коммунальные услуги на собственников жилья, арендаторов, нанимателей и членов ЖСК.

Как и в каком объеме начисляются коммунальные платежи?

  • коммунальные услуги.
  • найм жилого помещения.
  • оплату содержания жилья.
  • взносы на ремонт.

Все бремя оплаты коммунальных платежей в новых домах, строящихся по договору долевого участия, ложится за застройщика до тех пор, пока квартиры не будут переданы покупателям по акту-приема передачи, после чего ставиться вопрос, как начисляется квартплата в новом доме.

  • тарифов, утвержденных в регионе;
  • площади занимаемого помещения;
  • количества зарегистрированных жителей;
  • наличия приборов учета.

Оплата за найм жилого помещения по договору соцнайма начисляется по квадратным метрам и включает в себя расходы собственника на ремонт, реконструкцию и содержание помещения. Это определение вносит ясность: зависит ли размер квартплаты от количества прописанных или проживающих человек, а формируется на базе установленных норм органами местного самоуправления, но в пределах максимального размера на один квадратный метр.

В оплату содержания жилья входит:

  • содержание придомовой территории;
  • стоимость технического обслуживания общих устройств и коммуникаций, технических помещений;
  • вывоз бытового мусора;
  • содержание общего домового имущества.

Коммунальные услуги – это плата за:

  • водоснабжение холодное и горячее;
  • отвод воды;
  • отопление, если в квартирах не установлены индивидуальные отопительные котлы;
  • снабжение газом;
  • снабжение электричеством.

Оплата ремонта включает две позиции – капитальный и текущий.

Кто оплачивает в полной мере коммунальные услуги? Собственник или прописанный?

Согласно статье 154 ЖК наниматель жилья, прописанный в квартире, платит за пользование помещением, содержание и ремонт, вносит платежи за коммунальные услуги. Собственники не платят за пользование, но вносят суммы в фонд капитального ремонта.

  • Если квартира находится в социальном найме, а прописанный там человек является ответственным квартиросъемщиком, тогда он полностью оплачивает «коммуналку». Другие прописанные в квартире не обязаны платить, если нет разделения счетов и не заключено договора о раздельной оплате коммунальных платежей.
  • Если квартира находится в собственности, владелец полноценно вносит все платежи, включая содержание и ремонт, коммунальные услуги, взносы на капитальный ремонт. Квартплата при этом начисляется даже, если никто не прописан. Размер суммы зависит от утвержденных тарифов, метража и наличия приборов учета при начислении коммунальных платежей. При отсутствии счетчиков в квартире без зарегистрированных жителей, начисление коммунальных услуг производится исходя из одного проживающего.

Размер квартплаты от количества прописанных людей

Существует прямая зависимость стоимости коммунальных услуг и числа зарегистрированных жителей квартиры в случае отсутствия приборов учета. Это говорит о том, что большее количество людей, имеющих регистрацию на этой жилой площади, влечет за собой большие суммы ежемесячного платежа. Можем рассмотреть конкретные пункты квитанции, по которым мы оплачиваем квартплату. Но не во всех пунктах квитанции суммы изменяются, когда кто-то прописывается или выписывается.

Рассмотрим, как повлияет количество прописанных людей на квартплату.

Например, в квартире прописан один человек или четыре. В пункты расчета по тарифу за: пользование горячей и холодной водой, вывоз мусора, канализационные стоки, газ вносятся суммы, кратные числу зарегистрированных в квартире людей. То есть, если вы не успели установить приборы учета, то за каждую услугу будет начисляться сумма по тарифу и принятому нормативу. Этот норматив мы умножаем на число прописанных людей и получаем сумму оплаты по каждой услуге отдельно.

Читайте также:
Как зарегистрировать новый дом на земельном участке

Суммы по остальным пунктам в квитанции начисляются из учета площади квартиры и общедомового потребления услуг. Следовательно, общие потребление начисляется на все используемые жилые квадратные метры в доме, а затем распределяется по каждой квартире в соответствии с долей метража в общей площади.

Как правильно рассчитать квартплату на одного человека?

  • за отопление,
  • содержание и ремонт,
  • электроэнергии,
  • а также стоимости использования одним человеком воды, газа, отвода воды при отсутствии счетчиков по нормативу, или его доли в общеквартирном потреблении этих услуг.

Выяснить, какие именно коммунальные услуги оплачиваются по количеству прописанных, довольно просто. Проверьте наличие счетчиков в квартире, проверьте какие показатели они учитывают, и зарегистрированы ли эти приборы учета в соответствующей организации. Если договора на использование счетчика нет, отсутствует пломба, то показания такого прибора не будут учитываться при расчете, и все платежи будут поступать по установленному нормативному тарифу. При установке счетчиков на газ и воду, число прописанных в данной квартире людей значения не имеет. Будет иметь силу только цифра на счетчике за календарный месяц, умноженная на официально установленный норматив. Если таких приборов учета в квартире нет, то по количеству прописанных будут начисляться платежи за потребление газа, за использование и отведение воды.

Как правильно заставить платить за квартиру прописанных лиц?

Нередко все бремя оплаты за квартиру лежит на собственнике квартиры или ответственном квартиросъемщике, при этом другие проживающие лица не вносят оплату за жилье. Это оправдано, если в квартире проживают несовершеннолетние иждивенцы, не способные в данный момент к зарабатыванию денег и не имеющих пенсии от государства. Что делать, если проживающие трудоспособные лица отказываются вносить свою долю оплаты? Заставить оплачивать коммунальные услуги за себя можно только через суд, который разделит доли в общей квартире для внесения платежей по счетчикам или общей площади, а также обяжет неплательщика нести самостоятельно расходы за услуги, начисленные по тарифам. Иным способом разделить бремя ответственности за оплату жилья не получится. Угрозы, начисления без решения суда, неправомерное выделение доли оплаты – все это сыграет против вас, если неплательщик сам решит обратиться в суд.

Как определить, сколько человек прописано в арендуемой вами квартире?

Этот вопрос всегда ставится арендатором съемного жилья, который обращается в риэлторскую компанию по найму недвижимости в Москве. Обычно, к размеру арендной платы, которая закреплена в договоре, приписывается дополнительная обязанность ежемесячно оплачивать коммунальные платежи. Согласитесь, что при отсутствии приборов учета, стоимость оплаты коммунальных услуг зависит от числа зарегистрированных в квартире лиц, а если в квартире будет прописано десять человек, то стоимость коммунальных услуг и арендной платы будет внушительной.

Выяснить число прописанных в квартире людей можно обратившись в паспортный стол по интересующему адресу или в многофункциональный центр. Количество зарегистрированных человек по данным предыдущего месяца отражены в квитанции на оплату жилья. Но более точные сведения лучше узнавать в данный конкретный момент, поскольку сведения о регистрации изменяются довольно быстро.

Как повлияет временная регистрация на квартплату?

У вас есть собственная квартира, которая сейчас свободна и ее можно сдать в аренду. Условие арендаторов – временная регистрация по месту жительства, то есть в вашей квартире. Вы не можете определить самостоятельно влияет ли временная регистрация на размер коммунальных платежей? Попробуем разобраться вместе.

  • Посмотрите, на все ли виды услуг у вас установлены счетчики учета
  • Если приборов учета нет, то определите норматив потребления на одного человека, установленного в вашем многоквартирном доме, и тариф оплаты
  • Прибавьте полученные суммы к действующей сумме оплаты, и получите новую сумму оплаты коммунальных услуг при временной регистрации
  • Дополнительная нормативная сумма будет насчитываться весь период временной регистрации жильца
  • Если на все виды услуг, которые не зависят от площади помещения, установлены счетчики, то стоимость квартплаты увеличится ровно на объем потребления указанных услуг. Естественно, все жильцы пользуются водой, газом, светом. Потребление этих услуг закономерно вырастет, следовательно, подрастет оплата этих коммунальных услуг при временной регистрации арендаторов.

Не попасть в долговую яму по коммунальным платежам поможет заранее заключенный договор о рамках и нормах потребления воды и света, чтобы временная регистрация и размер квартплаты не создали проблем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: