Субабонентский договор теплоснабжения

Энциклопедия решений. Субабонент в энергоснабжении (теплоснабжении)

Субабонент в энергоснабжении (теплоснабжении)

В силу ст. 539 ГК РФ абонентом по договору энергоснабжения является пользователь энергией, который имеет отвечающее установленным техническим требованиям энергопринимающее устройство, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации, и другое необходимое оборудование, а также обеспечивает учет потребления энергии.

Внимание

Лицо, потребляющее электроэнергию в связи с исполнением гражданско-правового договора (например, аренды), не является субабонентом. Как правило, в связи с заключением договора аренды (зданий, сооружений, помещений и т.д.), арендатор не присоединяет к сети сетевой организации собственное энергопринимающее устройство посредством оборудования, принадлежащего арендодателю, а пользуется энергопринимающим устройством, которое принадлежит арендодателю и через которое обеспечивается снабжение энергией арендуемых помещений. Поэтому арендатор не является субабонентом по отношению к арендодателю (постановления ФАС Северо-Западного округа от 11.07.2012 N Ф07-2082/12, Пятнадцатого ААС от 09.09.2013 N 15АП-9787/13). Обычно стороны предусматривают в самом договоре аренды или дополнительно заключаемом соглашении условие о возмещении арендатором арендодателю расходов на оплату потребленной им энергии. Такое соглашение не может быть квалифицировано как договор энергоснабжения, поскольку оно фактически устанавливает порядок определения расходов арендатора на потребляемую энергию в арендуемых им помещениях и является частью договора аренды (п. 22 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой, направленного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66).

Абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации (ст. 545 ГК РФ). Такое согласие может быть как предварительным, так и последующим. Оно может быть достигнуто, например, путем включения субабонентов в приложение к договору энергоснабжения (постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.07.2008 N А21-5745/2007). Однако договором энергоснабжения может быть предусмотрена необходимость получения именно предварительного согласия энергоснабжающей организации на присоединение субабонентов (см. например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 N 13АП-26776/13).

По смыслу этих норм отношения, связанные с передачей энергии возникают между абонентом и субабонентом при наличии у субабонента собственного энергопринимающего устройства, технологически присоединенного к сетям энергоснабжающей организации (сетевой организации в том случае, когда услуги по передаче энергии оказываются на основании отдельного договора) через принадлежащее абоненту оборудование (электрические сети, траснформаторные подстанции и т.д.). Только при этом условии снабжение потребителя энергией становится физически возможным (п. 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, далее – Правила недискриминационного доступа)).

Общее правило ст. 545 ГК РФ конкретизируется в нормативных правовых актах, регулирующих отношения по снабжению определенным видом энергии. Так, согласно п. 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике” (далее – Закон об электроэнергетике) владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, которые ранее были технологически присоединены в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить к своим сетям энергопринимающее устройство или объект электроэнергетики иного владельца (иного потребителя) при условии соблюдения ранее выданных ему технических условий и при условии, что каждый из этих владельцев сможет самостоятельно обеспечить техническую возможность введения раздельного ограничения режима потребления электроэнергии в отношении принадлежащих ему устройств (объектов). В этом случае между указанными владельцем энергопринимающего устройства и иным потребителем заключается договор технологического присоединения, размер платы по которому устанавливается в соответствии с требованиями ст. 26 Закона об электроэнергетике; деятельность такого владельца по осуществлению технологического присоединения и оказанию услуг по передаче электроэнергии регулируется в порядке, установленном Законом об электроэнергетике для сетевых организаций.

Вместе с тем следует иметь в виду, что цены на оказание услуг по передаче электроэнергии и тепловой энергии являются регулируемыми, поэтому абонент вправе взимать с субабонента плату за оказание таких услуг только в соответствии с утвержденными тарифами (п. 1 ст. 424 ГК РФ, п. 4 ст. 23.1 Закона об электроэнергетике, п. 6 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ “О теплоснабжении” (далее – Закон о теплоснабжении)). Так, услуги по передаче электроэнергии могут быть оказаны владельцами объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, только после установления для них тарифа на услуги по передаче электроэнергии. В этом случае к таким владельцам применяются правила, установленные для сетевых организаций (п. 6 Правил недискриминационного доступа, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.10.2011 N Ф02-4501/11).

Читайте также:
В какой форме заключается трудовой договор

В отличие от договора энергоснабжения (теплоснабжения), договора на оказание услуг по передаче электроэнергии (тепловой энергии, теплоносителя), которые являются публичными соответственно для гарантирующего поставщика, единой теплоснабжающей организации, сетевой организации (п. 2 ст. 26, п. 5 ст. 38 Закон об электроэнергетике, ч. 7 ст. 15, ч. 3 ст. 17 Закона о теплоснабжении), абонент не обязан присоединять к своим энергетическим установкам или иному оборудованию энергопринимающее устройство субабонента и поставлять ему энергию (постановление ФАС Московского округа от 13.09.2012 N Ф05-9972/12). Однако, если технологическое присоединение энергопринимающего устройства потребителя к объектам электросетевого хозяйства другого лица уже состоялось, это лицо не вправе препятствовать перетоку электроэнергии к потребителю через свои объекты. Если владелец объектов, через которые потребитель присоединен к сетям сетевой организации, не оказывает услуги по передаче электроэнергии (как отмечено выше, он может оказывать такие услуги на платной основе только после утверждения для него в установленном порядке соответствующего тарифа), такой потребитель заключает договор на оказание услуг по передаче электроэнергии с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены объекты, к которым, в свою очередь, непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство (п. 5 Правил недискриминационного доступа).

Поскольку субабонент не имеет отдельного договора с энергоснабжающей организацией, всю поступающую энергию, в том числе потребляемую субабонентом, оплачивает абонент на основании заключенного им договора энергоснабжения (см. например, постановление ФАС Уральского округа от 12.07.2013 N Ф09-5699/13). Отношения, возникающие между абонентом и субабонентом в связи с оплатой потребленной субабонентом энергии, законодательством не урегулированы. В частности, законодательство не указывает на необходимость в этой ситуации заключать в письменной форме договор энергоснабжения (купли-продажи, поставки) электроэнергии, содержащий все существенные условия, предусмотренные для данного вида договора (п. 55 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442). На практике такой договор может характеризоваться, например, как договор на пользование электроэнергией (см. например, постановление Девятого ААС от 01.09.2011 N 09АП-20140/11). Во многих других спорных ситуациях суды квалифицируют отношения между абонентом и субабонентом как фактически сложившиеся отношения по договору энергоснабжения (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.12.2012 N Ф01-5423/12 (определением ВАС РФ от 15.03.2013 N ВАС-2447/13 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано)).

Поскольку между абонентом и субабонентом складываются отношения, регулируемые правилами об энергоснабжении, у них возникают соответствующие права и обязанности. Так, абонент не вправе произвольно (по основаниям, не предусмотренным законодательством и договором) прекращать снабжение субабонента энергией. В случае необоснованного отключения субабонента от энергоснабжения, он вправе потребовать от абонента возмещения причиненных ему убытков (ст. 15 ГК РФ, постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.11.2013 N Ф07-8043/13).

Определяя в договоре условие о размере оплаты субабонентом потребленной им энергии, сторонам следует иметь в виду, что в некоторых случаях тарифы на потребляемую энергию или их предельные уровни являются регулируемыми и устанавливаются решением уполномоченного государственного органа (или органа местного самоуправления). Помимо тарифов на услуги по передаче электроэнергии и тепловой энергии (теплоносителя), регулируются, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям (для ряда случаев такое регулирование отменяется с 01.01.2018 – ч.ч. 2.1 – 2.3 ст. 8 Закона о теплоснабжении в редакции Федерального закона от 01.12.2014 N 404-ФЗ); цены (тарифы) и их предельные уровни на электроэнергию (мощность), которая поставляется населению и приравненным к нему категориям потребителей, а также цены (тарифы) на электроэнергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, а также некоторые иные виды тарифов (ст. 23.1 Закона об электроэнергетике, ст. 8 Закона о теплоснабжении). Во всех случаях, когда цены на соответствующий вид энергии не регулируются в соответствии с законодательством, они могут устанавливаться сторонами по своему усмотрению исходя из принципа свободы договора (п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 424 ГК РФ).

Статья 23.8. Особенности заключения и исполнения договоров теплоснабжения, договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и договоров оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в ценовых зонах теплоснабжения

1. К договорам теплоснабжения, договорам поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, заключаемым в ценовых зонах теплоснабжения, положения частей 1 – 4, пунктов 1, 2, 4 части 8, части 9 статьи 15 настоящего Федерального закона не применяются, а положения части 6 статьи 15 настоящего Федерального закона применяются с учетом особенностей, предусмотренных частью 12 настоящей статьи.

Читайте также:
Договор подряда с разнорабочим образец

2. В ценовых зонах теплоснабжения потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель только у единой теплоснабжающей организации, в зоне деятельности которой они находятся, по договору теплоснабжения, за исключением приобретения тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в соответствии с частями 2.1 – 2.3 статьи 8 настоящего Федерального закона.

3. Единая теплоснабжающая организация в течение трех месяцев с даты начала переходного периода обязана направить потребителям, за исключением потребителей, заключивших договоры теплоснабжения в соответствии с частями 2.1 – 2.3 статьи 8, частями 9 и 10 статьи 10, частью 9 статьи 23 настоящего Федерального закона, теплоснабжающим организациям, владеющим на праве собственности и (или) ином законном основании источниками тепловой энергии, теплосетевым организациям, расположенным в зоне ее деятельности, предложения о заключении договора теплоснабжения, договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Потребитель в течение тридцати дней со дня поступления ему предложения о заключении договора теплоснабжения обязан заключить соответствующий договор с единой теплоснабжающей организацией либо представить единой теплоснабжающей организации письменный мотивированный отказ от заключения договора, если условия такого договора не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона. В случае, если по истечении этого срока потребитель не подписал договор теплоснабжения и не представил письменный мотивированный отказ от заключения такого договора, такой договор считается заключенным.

4. Обязательства сторон по договорам теплоснабжения, договорам поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, договорам оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенным до начала переходного периода, прекращаются с даты начала исполнения обязательств сторон по договорам, заключенным с единой теплоснабжающей организацией в соответствии с настоящей статьей, за исключением договоров, заключенных в соответствии с частями 2.1 – 2.3 статьи 8, частями 9 и 10 статьи 10, частью 9 статьи 23 настоящего Федерального закона. Договоры, заключаемые с единой теплоснабжающей организацией в соответствии с настоящей статьей в течение переходного периода, должны содержать условия, которые предусмотрены частями 5 – 12 настоящей статьи, и предусматривать начало исполнения обязательств сторон по таким договорам с даты окончания переходного периода.

5. Договор теплоснабжения между потребителями и единой теплоснабжающей организацией в ценовых зонах теплоснабжения заключается в соответствии с настоящей статьей, положениями частей 5 и 7, пунктов 3, 5 – 7 части 8, частей 9.1 – 11 статьи 15 настоящего Федерального закона и должен устанавливать также:

1) порядок определения поставленного потребителю объема тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, включающий перечень приборов учета;

2) значения параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, которые определяются сторонами договора теплоснабжения и обеспечиваются единой теплоснабжающей организацией в соответствии с порядком, установленным настоящим Федеральным законом и правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации;

3) обязательство единой теплоснабжающей организации по снижению размера платы за тепловую энергию (мощность) при несоблюдении установленных сторонами договора значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в соответствии с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации;

4) режим потребления тепловой энергии;

5) ответственность потребителя за нарушение режима потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя, конденсата.

6. Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя по договорам теплоснабжения осуществляется по ценам, не подлежащим регулированию и определяемым в соответствии с частями 1 и 2 статьи 23.4 настоящего Федерального закона, и (или) по тарифам, установленным органом регулирования в соответствии с частями 6 – 8, 10 статьи 23.4 и статьей 23.5 настоящего Федерального закона.

7. В ценовых зонах теплоснабжения единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности и (или) ином законном основании источниками тепловой энергии, расположенными в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении тепловой энергии и (или) теплоносителя, объемы которых определяются в соответствии со статьей 23.11 настоящего Федерального закона, в отношении мощности источников тепловой энергии, включенных в схему теплоснабжения, которая необходима для обеспечения тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в этой системе теплоснабжения, включая мощность источников тепловой энергии, в отношении которых заключены концессионные соглашения и договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается на условиях и в порядке, которые установлены частями 4, 9 и 11 настоящей статьи и правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Читайте также:
Срок действия предварительного договора купли продажи

8. К договорам оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключаемым в ценовых зонах теплоснабжения, положения частей 5 и 6 статьи 17 настоящего Федерального закона не применяются. В ценовых зонах теплоснабжения договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя заключается на условиях и в порядке, которые установлены частями 1 – 4 статьи 17 настоящего Федерального закона, частями 10 – 12 настоящей статьи и настоящей частью. Оплата услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя осуществляется по ценам, определяемым в соответствии с частью 4 или 5 статьи 23.4 настоящего Федерального закона. Собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии, теплоносителя потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям.

9. Единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, осуществляющие реализацию тепловой энергии потребителям, обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче.

10. При наличии у единой теплоснабжающей организации договора на подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и (или) источников тепловой энергии и необходимости осуществления работ непосредственно на объектах тепловой сети, принадлежащих теплосетевой организации, единая теплоснабжающая организация и указанная теплосетевая организация обязаны включить в договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя условия о порядке, сроках осуществления работ по подключению (технологическому присоединению) теплопотребляющих установок и (или) источников тепловой энергии на объектах тепловой сети, принадлежащих теплосетевой организации, и способы их оплаты, если эти условия не урегулированы в ином договоре, заключенном данными организациями.

11. В договорах поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и договорах оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключаемых теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями с единой теплоснабжающей организацией, должны быть определены:

1) значения параметров качества поставляемой (передаваемой) тепловой энергии (мощности), теплоносителя и параметры, отражающие допустимые перерывы в теплоснабжении;

2) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соблюдению значений параметров качества поставляемой (передаваемой) тепловой энергии (мощности), теплоносителя и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении;

3) условия и порядок предъявления единой теплоснабжающей организацией требований о снижении стоимости товаров (услуг) к теплоснабжающей организации или теплосетевой организации при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими обязательств по соблюдению значений параметров качества поставляемой (передаваемой) тепловой энергии (мощности), теплоносителя и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, повлекших по вине указанных организаций превышение разрешенных отклонений значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении;

4) обязательства теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций по строительству, реконструкции (модернизации) объектов теплоснабжения и осуществлению иных мероприятий, указанных в схеме теплоснабжения, а также ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение таких обязательств.

12. В случае выявления в ценовых зонах теплоснабжения бесхозяйных объектов теплоснабжения определение организации, осуществляющей их содержание и обслуживание, осуществляется в порядке, установленном частью 6 статьи 15 настоящего Федерального закона. При этом, если после окончания переходного периода в качестве организации, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных объектов теплоснабжения, определена теплосетевая организация, которой не присвоен статус единой теплоснабжающей организации, затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных объектов теплоснабжения учитываются в цене на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, определяемой соглашением сторон договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя. При определении единой теплоснабжающей организации в качестве организации, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных объектов теплоснабжения, затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных объектов теплоснабжения относятся к затратам единой теплоснабжающей организации, связанным с производством и реализацией тепловой энергии (мощности) потребителям.

13. Теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность) в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации по ценам, определяемым соглашением сторон договора, но не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).

Договор Теплоснабжения заставляют заключить субабонентский договор

С теплоснабжающей организацией и ИП заключен договор теплоснабжения отдельно стоящего здания (договор от 2006г.) Ввод труб у нас от соседнего здания. Соответственно существует акт разграничения. У обоих зданий свои приборы учета. (Так же с соседним зданием у нас подписан акт о распределении тепловых потерь на общий участок трубопровода).Так как в соседнем здании иногда задерживают оплату за потребленную энергию, инспектора приходят к ним произвести ограничение подачи тепла, но не могут это сделать так как на этой трассе находится и наша организация.

Читайте также:
Договор купли продажи автоприцепа легкового

Теперь теплоснабжающая организация решила что мы обязаны заключить субабонентский договор с соседним зданием. И говорят что расторгают основной договор, т.к. не имеют больше права работать с нами на прежних условиях.Соответственно отказывается принимать у нас гидравлические испытания, не выдают акты готовности и т.д.

Подскажите,пожалуйста законность данных действий. Естественно, что мы не хотим зависеть от соседнего здания.

Извиняюсь,уточню. У нас в договоре несколько зданий, и они хотят исключить данное здание из договора в одностороннем порядке. Устно сказали что они его уже исключили из договора.

Считаю, что действия теплоснабжающей организации не выходят за рамки действующего законодательства.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2012 г. N 307

О ПОРЯДКЕ
ПОДКЛЮЧЕНИЯ К СИСТЕМАМ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ И О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

45. Потребители, теплопотребляющие установки которых подключены в надлежащем порядке к системе теплоснабжения, вправе снижать тепловую нагрузку добровольно и при условии отсутствия технических ограничений уступать право на использование мощности иным лицам (потребителям), заинтересованным в подключении (далее — новый потребитель).

Техническая возможность подключения с использованием уступки права на использование мощности в иной точке подключения определяется теплоснабжающей (теплосетевой) организацией.

47. Уступка права осуществляется путем:
заключения между потребителем, ранее подключенным к системе теплоснабжения, и новым потребителем в установленном порядке соглашения об уступке права на использование мощности;

Именно так должно было быть изначально.

А вы в свою очередь, дабы не быть субабонентом, вправе требовать отдельного подключения:

3. При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения и при наличии свободной мощности в соответствующей точке подключения (технологического присоединения) отказ потребителю, в том числе застройщику, в заключении договора на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства, находящегося в границах определенного схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения, не допускается.

4. В случае технической невозможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения указанного в части 3 настоящей статьи объекта капитального строительства вследствие отсутствия свободной мощности в соответствующей точке подключения (технологического присоединения) на момент обращения соответствующего потребителя, в том числе застройщика, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе теплоснабжающей организации или теплосетевой организации мероприятий по развитию системы теплоснабжения и снятию технических ограничений, позволяющих обеспечить техническую возможность подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения указанного в части 3 настоящей статьи объекта капитального строительства, отказ в заключении договора на его подключение (технологическое присоединение) не допускается.

Мероприятия по развитию теплоснабжения всегда подразумеваются.

5. В случае технической невозможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения объекта капитального строительства вследствие отсутствия свободной мощности в соответствующей точке подключения (технологического присоединения) на момент обращения соответствующего потребителя, в том числе застройщика, и при отсутствии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе теплоснабжающей организации или теплосетевой организации мероприятий по развитию системы теплоснабжения и снятию технических ограничений, позволяющих обеспечить техническую возможность подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения этого объекта капитального строительства, теплоснабжающая организация или теплосетевая организация в сроки и в порядке, которые установлены правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, обязана обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердивший схему теплоснабжения, с предложением о включении в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения этого объекта капитального строительства.

Поэтому всё будет зависеть от вашей напористости.

Субабонентский договор теплоснабжения

Методические рекомендации
по построению отношений по теплоснабжению
реструктуризирующихся предприятий, а также лиц,
использующих имущество реструктуризируемых предприятий,
с ГП “ТЭК СПб”

Настоящие методические рекомендации выпущены на основании Концепции реформирования промышленных предприятий Санкт-Петербурга (далее “Концепция”), одобренной Правительством Санкт-Петербурга (протокол совещания Правительства от 10.09.98 г. N 36). Методические рекомендации разъясняют порядок заключения договоров теплоснабжения с организациями, возникающими при реструктуризации предприятия, предлагают способы погашения имеющейся задолженности реструктуризирующегося предприятия перед ГП “ТЭК СПб”, а также предоставляют возможность выбора наиболее выгодного варианта построения отношений с ГП “ТЭК СПб” как теплоснабжающей организацией.

Читайте также:
Как правильно продлить срочный трудовой договор

Настоящие методические рекомендации реализуют следующие неразрывно связанные цели:

А) обеспечение бесперебойного теплоснабжения лиц, которые пользуются имуществом реструктуризирующегося предприятия на каких-либо правовых основаниях, вне зависимости от состояния расчетов реструктуризирующегося предприятия с ГП “ТЭК СПб” при условии выполнения собственных обязательств перед ГП “ТЭК СПб”;

Б) обеспечение своевременной оплаты потребляемой тепловой энергии лицами, указанными в п.1, непосредственно на расчетный счет ГП “ТЭК СПб”;

В) распределение обязательств по погашению задолженности перед ГП “ТЭК СПб” за потребленную тепловую энергию между реструктуризирующимся предприятием и лицами, указанными в п.1.

1. Согласно Концепции реструктуризация промышленных предприятий производится двумя способами.

Первый способ – реорганизация предприятия в форме разделения либо выделения, т.е. создание нескольких юридических лиц на базе реструктуризирующегося предприятия, которые являются правопреемниками последнего.

Второй способ – более рациональное использование имущества (зданий, сооружений, оборудования, земельных участков и проч.), принадлежащего предприятию. Данный способ предусматривает продажу (либо отчуждение иным способом), передачу в аренду или в пользование имущества юридическим лицам, которые не связаны учредительскими отношениями c реструктуризирующимся предприятием и полностью независимы от него.

Таким образом, при реструктуризации промышленных предприятий возникают две группы лиц, имеющие намерения получить бесперебойное теплоснабжение и урегулировать отношения по теплоснабжению с ГП “ТЭК СПб”.

2. Варианты построения отношений по теплоснабжению с ГП “ТЭК CПб”.

2.1. Заключение прямого договора теплоснабжения.

Данный вариант наиболее предпочтителен, поскольку отношения по теплоснабжению возникают между ГП “ТЭК СПб” и лицом, желающим заключить договор.

Пункт 2 статьи 539 ГК РФ предусматривает, что договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Прямой договор теплоснабжения с ГП “ТЭК СПб” заключается только при условии, что лицо, желающее его заключить, присоединено непосредственно к сетям ГП “ТЭК СПб” и имеет в наличии теплопринимающее устройство, а также узел учета. Под наличием теплопринимающего устройства у лица понимается приобретенное в соответствии с требованиями гражданского законодательства РФ (купля-продажа, мена, аренда, безвозмездное пользование, создание нового теплопринимающего устройства и проч.) право этого лица пользоваться теплопринимающим устройством.

Поэтому при реорганизации предприятия в форме выделения или разделения необходимо передавать вновь образующимся лицам (наряду с прочим имуществом) теплопринимающие устройства, присоединенные к сетям ГП “ТЭК СПб”, а также внешние тепловые сети. При этом в разделительном балансе должны быть перечислены все передаваемые теплопринимающие устройства (тепловой пункт, элеваторный узел, тепловая камера, тепловой узел, задвижка и другие), а также тепловые сети отдельной строкой, поскольку данные документы предоставляются в ГП “ТЭК СПб” при заключении договора теплоснабжения.

В случае, когда реструктуризирующееся предприятие передало лицу, желающему заключить договор, расположенную отдельно от основного местонахождения часть предприятия (обособленную площадку) с теплопринимающим устройством, присоединенным к сетям ГП “ТЭК СПб”, и необходимым оборудованием, тепловыми сетями, заключается прямой договор теплоснабжения с ГП “ТЭК СПб”.

Если передача теплопринимающего устройства, присоединенного непосредственно к сетям ГП “ТЭК СПб”, по каким-либо причинам не произведена, то для заключения прямого договора теплоснабжения необходимо рассмотреть вопрос о возможном разделении схемы теплоснабжения реструктуризирующегося предприятия, чтобы каждый участник смог присоединиться к сетям ГП “ТЭК СПб” отдельно и получил право на заключение самостоятельного договора. В этом случае лицу, желающему заключить договор, следует обратиться в ГП “ТЭК СПб” за проведением обследования системы теплоснабжения с целью определения мероприятий, позволяющих подключить систему каждого из участников непосредственно к сетям ГП “ТЭК СПб”.

Если в результате разделения схемы теплоснабжения изменяется схема внешнего теплоснабжения реструктуризирующегося предприятия, то вопрос об изменении схемы подлежит согласованию с ГП “ТЭК СПб”.

При необходимости ГП “ТЭК СПб” выдает технические условия на разделение схемы теплоснабжения.

В некоторых случаях создание собственного теплопринимающего устройства и присоединение его в установленном порядке к сетям ГП “ТЭК СПб” может оказаться выгоднее изменения (разделения) схемы теплоснабжения.

В местах присоединения к сетям ГП “ТЭК СПб” стороны устанавливают границы раздела балансовой принадлежности теплоустановок и эксплуатационной ответственности сторон.

Читайте также:
Договор на ремонтные работы между юридическими лицами

Изложенные требования относятся также к лицам, приобретающим право пользования имуществом реформируемого предприятия по основаниям, отличным от реорганизации, т.е. по второму способу, указанному в п.1 настоящих методических рекомендаций.

При оценке и выборе недвижимого имущества, подлежащего реализации, администрации реструктуризирующегося предприятия и потенциальному покупателю необходимо учитывать, имеет ли реализуемый объект недвижимости теплопринимающее устройство, присоединенное к сетям ГП “ТЭК СПб”, для заключения прямого договора теплоснабжения.

2.2. Заключение субабонентского договора.

Если заключение прямого договора теплоснабжения с ГП “ТЭК СПб” невозможно, то в соответствии со ст.ст. 545, 539 ГК РФ заключается субабонентский договор.

Субабонентский договор является договором теплоснабжения, который заключается между абонентом и субабонентом. Субабонент получает энергию через теплопринимающее устройство, присоединенное к сетям абонента.

По условиям данного договора абонент ГП “ТЭК СПб” (с согласия ГП “ТЭК СПб”) передает тепловую энергию субабоненту. ГП “ТЭК СПб”, отпуская абоненту энергию, не несет ответственности перед субабонентом за перерывы в теплоснабжении, нарушение качества энергии и т.д. Ответственность перед субабонентом за исполнение условий субабонентского договора по подаче энергии несет абонент, поэтому при прекращении подачи энергии абоненту (например, за несвоевременную оплату) также прекращается подача энергии субабоненту.

Согласием ГП “ТЭК СПб” на присоединение субабонента к сетям абонента является включение в договор теплоснабжения с абонентом следующих данных: наименование и адрес субабонента, примерное количество потребляемой энергии и подключенной нагрузки, тарифная группа.

Для обеспечения непрерывного теплоснабжения субабонента необходимо заключать соглашение (договор) о порядке расчетов, в котором закрепить обязанность субабонента оплачивать потребленную тепловую энергию непосредственно на счет ГП “ТЭК СПб”, а также обязанность абонента и ГП “ТЭК СПб” обеспечить субабоненту при наличии технической возможности теплоснабжение при своевременной оплате потребленной энергии (даже при отключении абонента за невыполнение или несвоевременное выполнение обязательств перед ГП “ТЭК СПб” по оплате). Соглашение (договор) о порядке расчетов заключается с субабонентом, абонентом и ГП “ТЭК СПб” (Приложение N 3).

Для заключения трехстороннего соглашения (договора) о порядке расчетов необходимо предоставлять в ГП “ТЭК СПб” согласованную субабонентом и абонентом схему теплоснабжения, согласно которой обеспечивалась бы техническая возможность теплоснабжения субабонента при отключении абонента от сети за неисполнение или несвоевременное исполнение обязательств по оплате потребленной энергии.

2.3. В рамках субабонентского договора возможны иные варианты оплаты субабонентом потребленной энергии на счет ГП “ТЭК СПб”, если по каким-то причинам не удается заключить трехстороннее соглашение (договор) о расчетах, указанное выше.

а) Договор поручительства.

По указанному договору субабонент обязуется отвечать перед ГП “ТЭК СПб” за своевременное исполнение абонентом обязательства по внесению платежей по договору теплоснабжения, заключенному абонентом и ГП “ТЭК СПб”. Размер ответственности субабонента по договору поручительства перед ГП “ТЭК СПб” ограничивается размером теплопотребления субабонента (Приложение N 4).

Платежи по договору поручительства производятся субабонентом на счет ГП “ТЭК СПб”, если абонент не выполняет обязательства по внесению платежей по договору с ГП “ТЭК СПб”.

При выборе данного варианта расчетов необходимо решить с абонентом технический вопрос о возможности теплоснабжения субабонента при отключении абонента от сети.

б) Договор уступки права требования.

По указанному договору абонент в оплату потребленных энергетических ресурсов передает ГП “ТЭК СПб” право требования уплаты денежных средств с субабонента за потребленную тепловую энергию по субабонентскому договору (либо по иному договору, заключенному между абонентом и субабонентом).

Следует учитывать, что не допускается законодательством РФ заключение договора уступки права требования по договору теплоснабжения, действие которого не прекращено на момент заключения договора уступки права требования.

Уступка права требования производится с уведомлением субабонента, но без согласия последнего.

в) Перевод долга.

По договору перевода долга абонент переводит задолженность перед ГП “ТЭК СПб” за потребленную энергию на субабонента. Стороной, обязанной погасить имеющуюся задолженность перед ГП “ТЭК СПб”, становится субабонент.

Для заключения договора о переводе долга требуется согласие кредитора (ГП “ТЭК СПб”).

Варианты, предложенные в п. 3 настоящих рекомендаций, могут применяться как для погашения текущей задолженности за потребленную тепловую энергию, так и для погашения давней задолженности.

3. Порядок заключения договора теплоснабжения.

При обращении в ГП “ТЭК СПб” для заключения договора теплоснабжения следует соблюдать порядок, установленный законодательством РФ и нормативными актами.

а) Для заключения договора теплоснабжения лицо, желающее заключить договор, обращается в ГП “ТЭК СПб” за техническими условиями на присоединение и выполнение (реконструкцию, разделение и т.д.) самостоятельной схемы теплоснабжения и организации учета тепловой энергии.

Читайте также:
Как восстановить договор купли продажи автомобиля

Технические условия выдаются Управлением перспективного развития ГП “ТЭК СПб” совместно с филиалами.

Если на объект уже выдавались технические условия и объект передан на законном основании в пользование другому лицу целиком (без изменения (разделения) схемы теплоснабжения), при этом величины потребления тепловой энергии и технология производства не изменились, то получение технических условий ГП “ТЭК СПб” не требуется.

Возможность использования существующей схемы теплоснабжения без необходимости получения дополнительных технических условий согласовывается с Управлением перспективного развития и Управлением Энергосбыт ГП “ТЭК СПб”.

б) Проект теплоснабжения выполняется по техническим условиям и представляется на согласование в Управление перспективного развития ГП “ТЭК СПб”, одновременно предоставляется копия лицензии организации, разработавшей проект. При изменении профиля предприятия (вида деятельности), технологии производства необходимо также предоставлять проект системы теплоснабжения.

в) Стороны согласовывают и оформляют акты разграничения балансовой принадлежности теплоустановок и эксплуатационной ответственности сторон.

После согласования проекта теплоснабжения и оформления актов лица желающие заключить договор обращаются в соответствующий филиал ГП “ТЭК СПб” с заявлением по установленной форме о заключении договора (Приложения N 1 и N 2 к настоящим методическим рекомендациям).

К заявлению прикладываются:

Учредительные документы, действующие на момент заключения договора: устав, учредительный договор (кроме ОАО и ЗАО), свидетельство о регистрации в качестве юридического лица;

Правоустанавливающие документы на объект: свидетельство о регистрации права собственности и другие, а также подтверждающие наличие теплопринимающего устройства;

Доверенность лица, заключающего договор теплоснабжения;

Заключение ГП “ТЭК СПб” по согласованию проекта теплоснабжения;

Акт границ раздела балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон;

Договор на техническое обслуживание тепловых сетей и установок со специализированной организацией (в случае отсутствия у обслуживающего установки персонала соответствующей квалификации);

Сведения о работе систем вентиляции в автоматическом режиме;

Документы на узел учета (проект, акт сдачи в эксплуатацию, акт последней госповерки, паспорт);

Копия бухгалтерского баланса (формы 1, 2 и 4) за последний отчетный период перед датой обращения, завереная налоговой инспекцией;

Карта постановки на налоговый учет (копия).

Для заключения субабонентского договора сохраняется порядок заключения договора, изложенный в данном пункте.

4. Приборы учета.

Лица, как являющиеся правопреемниками реструктуризирующегося предприятия, так и не являющиеся таковыми, обязаны организовать расчетный учет тепловой энергии для обеспечения возможности расчетов между ГП “ТЭК СПб”, абонентом и субабонентом.

За техническим условиями на установку узла учета тепловой энергии необходимо обращаться в Управление Энергосбыт ГП “ТЭК СПб”.

Проект установки узла учета тепловой энергии выполняется в соответствии с “Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя”, техническими условиями и подлежит согласованию в Управлении Энергосбыт ГП “ТЭК СПб”.

После монтажа и наладки узел учета тепловой энергии предъявляется для допуска в эксплуатацию в качестве расчетного персоналу Управления Энергосбыт ГП “ТЭК СПб” и соответствующему филиалу. Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии утверждается руководством филиала ГП “ТЭК СПб”.

Работы по обслуживанию узла учета тепловой энергии, связанные с демонтажом, поверкой, монтажом и ремонтом, должны выполняться персоналом специализированной организации, имеющей лицензию Госэнергонадзора.

5. Возобновление подачи тепловой энергии реструктуризирующемуся предприятию, теплоснабжение которого прекращено за невыполнение или несвоевременное выполнение обязательств по оплате энергии.

Для возобновления подачи энергии отключенному предприятию необходимо принять во внимание, что в соответствии со ст. 60 ГК РФ кредитор (ГП “ТЭК СПб”) реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является юридическое лицо, и возмещения убытков.

Решение Верховного суда: Определение N 307-ЭС16-19851 от 03.04.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 3 апреля 2017 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Самуйлов С.В., изучив с материалами дела кассационную жалобу акционерного общества “Сибирско Уральская алюминиевая компания” (г. Каменск-Уральский Свердловской области, далее – компания)

на постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.10.2016 N Ф07-8276/2016 по делу N А42-8745/2015

по иску компании к акционерному обществу “Мурманэнергосбыт” (г. Мурманск, далее – общество) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора теплоснабжения от 21.11.2014 N 045Ц (далее договор №45),

третьи лица: общество с ограниченной ответственностью “Центр коммунальных технологий” и ГОКУЗ ОТ МЦ “Резерв” Министерства здравоохранения Мурманской области,

из судебных актов и материалов дела следует, что решением суда первой инстанции от 28.03.2016, оставленным без изменения постановлением тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016, урегулированы разногласия по договору № 45. При этом пункт 3.1 договора № 45 принят в следующей редакции, предложенной обществом:

Читайте также:
Договор аренды недвижимости с последующим выкупом образец

“Учет отпуска тепловой энергии должен производиться по приборам установленным на границе раздела балансовой принадлежности тепловых сетей теплоснабжающей организации и абонента, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 “О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя”, при этом объем тепловой энергии, подлежащей оплате абонентом, определяется теплоснабжающей организацией за вычетом объема тепловой энергии, отпущенного субабонентам.

При установке приборов учета не на границе раздела балансовой принадлежности тепловых сетей, расчет за тепловую энергию производится с учетом потерь на участке сети от границы раздела до места установки расчетных приборов.”

Суды установили, что общество является единой теплоснабжающей организацией, компания – абонентом. К сетям компании присоединены энергопринимающие устройства прочих потребителей – субабонентов, не имеющих самостоятельных договоров теплоснабжения с обществом.

Суды руководствовались статьями 421, 445, 446, 544, 545 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), подпунктом 1 пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ “О теплоснабжении постановлением Администрации муниципального образования Кандалакшский район от 05.05.2015 N 818 “Об определении ОАО “Мурманэнергосбыт” статуса единой теплоснабжающей организации” и исходили из того, что абонент должен оплатить фактически принятое им количество энергии. В то же время при передаче энергии абонентом субабоненту абонент не осуществляет ее реализацию от собственного имени, а является посредником по передаче принятой от энергоснабжающей организации энергии. Именно последняя и является продавцом такого товара.

Постановлением окружного суда от 11.10.2016 судебные акты изменены из спорного пункта исключено условие о том, что объем тепловой энергии подлежащий оплате абонентом, определяется теплоснабжающей организацией за вычетом объема тепловой энергии, отпущенного субабонентам.

Окружной суд исходил из того, что лица, не состоящие в самостоятельных договорных отношениях по теплоснабжению с обществом однако присоединенные к сетям компании и получающие тепловую энергию от последней, являются не самостоятельными потребителями, а субабонентами компании. При таком способе построения правоотношений по теплоснабжению компания (абонент) должна оплатить весь полученный от общества объем тепловой энергии, а субабоненты должны рассчитаться с абонентом в объеме потребленной ими энергии.

Выводы окружного суда основаны на статье 545 ГК РФ.

По результатам изучения принятых по делу судебных актов и доводов содержащихся в кассационной жалобе, установлено, что предусмотренные статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) основания для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании отсутствуют.

Оснований не согласиться с выводами окружного суда не имеется.

Редакция пункта 3.1 договора, предложенная обществом, не может применяться при регулировании субабонентских правоотношений подразумевающих последовательные расчеты по цепи передачи энергии между парами участников: между теплоснабжающей организацией и абонентом между абонентом и субабонентом.

Однако, иное построение правоотношений, где все потребители в цепи передачи состоят в договорных отношениях с энергоснабжающей организацией, может влечь иные правила расчетов.

Довод заявителя о том, что общество не заключило договор теплоснабжения с лицами, получающими тепловую энергию от компании на правах субабонента, не является основанием для исключения из оплаты компании объемов тепловой энергии, переданных компанией этим лицам. С требование о понуждении заключения договора теплоснабжения могут обратиться в суд потребители энергии, а не теплоснабжающая организация.

определил отказать в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Проблемы перехода на прямые договоры электроснабжения

Правовые интересы субабонентов, решивших потреблять электрическую энергию на основе прямого договора энергоснабжения, могут быть реализованы не только путем осуществления отдельного технологического присоединения.

Само по себе понятие субабонента возникло и существовало еще до реформирования отрасли электроэнергетики. В дореформенный период организации-абоненты присоединяли других, как правило, более мелких потребителей к своим сетям. Подключавшиеся к сетям электроснабжения абонента лица, заключали договоры непосредственно с этим абонентом, в результате чего, с точки зрения правового регулирования, становились субабонентами.

На сегодняшний день, Гражданский кодекс РФ сохраняет возможность реализации схемы субабонентских отношений по снабжению электрической энергией. Ссылка содержится в ст. 545 ГК РФ «Субабонент» (Абонент может подавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации).

Между тем, доля таких правоотношений в течение последнего десятилетия неуклонно снижается. Как правило, это связано с условиями субабонентских договоров и «закручиванием гаек» со стороны абонентов.

Сумма затрат, которая закладывается абонентом в действующие субабонентские договоры, начинает существенно превышать издержки, которые субабонент понес бы, имея договорные правоотношения напрямую с гарантирующим поставщиком электрической энергии (энергосбытовой организацией). Это напрямую влияет на рентабельность деятельности субабонента, особенно в сфере производства (с увеличением издержек на производство единицы продукции – неизбежно увеличивается стоимость этой единицы продукции, а это существенно снижает ее конкурентные преимущества).

Читайте также:
Можно ли ставить факсимиле на договорах

В целях оптимизации своих основных издержек, связанных с энергопотреблением, перед субабонентом неизбежно встает вопрос: «Каким образом оформить правоотношения с гарантирующим поставщиком без возможного перебоя в энергоснабжении?».

Ответ на данный вопрос представляется очевидным: «Заключение прямого договора с гарантирующим поставщиком».

Однако, не все здесь так просто.

Заключение договора с гарантирующим поставщиком возможно как на основе нового технологического присоединения, так и на основе уже имеющегося (опосредованного присоединения).

1 вариант

Организация нового технологического присоединения подразумевает, что потребитель должен обратиться в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение своих энергоустановок к электрическим сетям соответствующей сетевой организации.

После заключения договора на технологическое присоединение, получения и выполнения Технических условий как сетевой организацией, так и потребителем, оплаты услуг по технологическому присоединению – стороны подписывают акт о технологическом присоединении.

Далее, в соответствии с п. 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 потребитель обязан предоставить гарантирующему поставщику заявление о заключении договора, а также необходимый пакет документов, в том числе документы о технологическом присоединении.

Недостаток данного метода – в существенных затратах, которые потребитель должен будет понести в виде платы за технологическое присоединение. Исключение может составлять ситуация, когда потребитель присоединяет мощность до 150 кВт., для технологического присоединения которой на основании ст. 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлены льготные условия присоединения.

В то же время есть и положительные стороны: из цепочки энергоснабжения полностью исключается абонент, с которым ранее у потребителя существовали субабонентские правоотношения, и сети этого абонента (что исключает риск возникновения дополнительных ситуаций с перебоями в энергоснабжении, вызванными, в том числе, состоянием сетей абонента).

2 вариант

Заключение договора энергоснабжения при наличии опосредованного присоединения зависит, в первую очередь, от наличия всех необходимых документов, подтверждающих надлежащее технологическое присоединение.

К таким документам относятся: акт об осуществлении технологического присоединения, акт о разграничении границ балансовой принадлежности, акт о разграничении границ эксплуатационной ответственности.

Как правило, проблема субабонентов, желающих перейти на прямые договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, заключается именно в необходимости предоставить указанные документы (они либо утеряны, либо некорректно оформлены).

При попытке самостоятельного оформления данных документов субабонент сталкивается с активным противодействием абонента, к сетям которого присоединен его участок сетей. Зачастую такая ситуация связана с желанием абонента сохранить схему субабонентских правоотношений и продолжить зарабатывать на субабоненте, а иногда и с тем, что после оформления прямого договора бывший субабонент перестанет нести свою часть расходов, связанных с содержанием сетей абонента, при этом абонент потеряет рычаги воздействия на субабонента (в соответствии с п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату).

В такой ситуации представляется возможным использование опции, предусмотренной Правилами технологического присоединения № 861 в разделе VIII «Восстановление и переоформление документов о технологическом присоединении».

Для получения документа о технологическом присоединении возможно обратиться в сетевую организацию с заявлением о восстановлении (переоформлении) документов о технологическом присоединении.

Сетевая организация в порядке, установленном пп. «а» п. 72 Правил технологического присоединения, должна провести с участием заявителя осмотр принадлежащих заявителю энергопринимающих устройств с целью определения фактической схемы присоединения данных устройств к электрическим сетям. По итогам осмотра в течение 15 дней со дня получения заявления о переоформлении документов – сетевая организация должна подготовить и направить заявителю технические условия и акт об осуществлении технологического присоединения.

Читайте также:
Типовой договор купли продажи транспортного средства

Как показывает практика, данный вопрос является проблемным, поскольку сетевая организация, как правило, не заинтересована в выполнении процедуры восстановления документов и может стараться настаивать на выполнении со стороны потребителя нового технологического присоединения (с целью заработать на плате за технологическое присоединение).

Вместе с тем, действия сетевой организации, направленные на воспрепятствование выполнению процедуры восстановления документов, нарушают требования ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и могут быть обжалованы в территориальное управление ФАС России или в суд.

Минстрой РФ о заключении прямых договоров в домах с ИТП

3 апреля 2018 года вышел № 59-ФЗ. Он разрешил собственникам помещений в МКД принимать решение о переходе на прямые договоры. Для этого в ст. 44 ЖК РФ были внесены изменения. И всё же оставался вопрос, можно ли переходить на прямые договоры в домах с индивидуальными тепловыми пунктами. Расскажем, почему нельзя.

Комментарий от эксперта

7 мая Минстрой РФ опубликовал письмо № 20237-ОГ/04, в котором объяснил, почему в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению нельзя заключать «прямой» договор на предоставление таких услуг.

Наш эксперт Елена Шерешовец, директор НП СРО УН «КИТ», член Экспертного совета Комитета Государственной думы РФ, практикующий юрист, внимательно изучила письмо и рассказала, как его следует понимать управляющим организациям.

Открытая и закрытая системы теплоснабжения и горячего водоснабжения

При централизованной закрытой системе теплоснабжения и горячего водоснабжения с потребителями горячей воды заключается договор горячего водоснабжения. Он содержит условия и правила подачи горячей воды, регулируемые № 416-ФЗ (п. п. 1 и 6 ст. 13 № 416-ФЗ).

При централизованной открытой системе теплоснабжения и горячего водоснабжения с потребителями коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению заключается договор теплоснабжения и поставки горячей воды в соответствии со ст. 15.1 и п. 4 ст. 7 № 190-ФЗ.

Таким образом, РСО, осуществляющая деятельность по горячему водоснабжению при использовании закрытых систем горячего водоснабжения и по поставке горячей воды при использовании открытых систем теплоснабжении и горячего водоснабжения, не может признавать тепловую энергию в качестве коммунального ресурса, поставляемого в МКД.

В таком случае коммунальным ресурсом нужно было бы признать холодную воду или теплоноситель. Но это не соответствует предмету договоров, названных в ст. 13 № 416-ФЗ и ст. 15.1 № 190-ФЗ.

Двухкомпонентный тариф на горячую воду

Органы регулирования в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду для теплоснабжающих организаций, которые поставляют горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения / горячего водоснабжения (ч. 5 ст. 9 № 190-ФЗ, п. 87 ПП РФ от 22.10.2012 № 1075).

Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения состоит из двух компонентов:

  • компонента на теплоноситель,
  • компонента на тепловую энергию.

Орган регулирования устанавливает компонент на тепловую энергию в виде одноставочного или двухставочного компонента. Этот компонент равен соответственно одноставочному или двухставочному тарифу на тепловую энергию.

Компонент на теплоноситель орган регулирования устанавливает в виде одноставочного компонента и принимает равным тарифу на теплоноситель.

Органы исполнительной власти субъектов РФ в области регулирования тарифов решают вопрос установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду согласно действующему законодательству.

Возможность перехода на прямые договоры

При установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за КУ по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления КУ по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления КУ по горячему водоснабжению (п. 38 Правил № 354).

При этом Правила № 354 не предусматривают применение тепловой энергии в качестве коммунальной услуги. Это соответствует ч. 4 ст. 154 ЖК РФ.

Минстрой РФ делает вывод, что если исполнитель самостоятельно производит коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению, прямой договор между между собственниками помещений в МКД и РСО заключить нельзя. Потому что в таком случае РСО предоставляет коммунальный ресурс для самостоятельного производства КУ и сама не производит такую услугу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: