Где получить акт разграничения балансовой принадлежности электросетей

Акт разграничения балансовой принадлежности – что это такое, и как его получить?

Акт разграничения балансовой принадлежности электросетей. Что это?

Согласно « Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг», акт разграничения балансовой принадлежности электросетей – это официальный документ, который составляется в ходе технологического присоединения энергетических установок ( энергопринимающих устройств) юридических и физических лиц к электросетям. Данный документ определяет линию раздела энергетических объектов, которая обозначает границу ответственности за эксплуатацию сетей между сетевой организацией и потребителем электроэнергии. Этим же документом определяется принадлежность различного оборудования и кабельных линий.

Все акты должны быть подписаны тремя сторонами:

  • Сетевой компанией;
  • Компанией-потребителем электроэнергии;
  • Соответствующим территориальным контролирующим органом.

Для потребителей, расположенных на территории г.Москва, требуется также согласование с:

  • МКС-филиалом ОАО « Московская объединенная электросетевая компания»
  • соответствующим отделением « Мосэнергосбыта».

Все экземпляры акта заверяются печатями организаций-подписантов.

Акт разграничения балансовой принадлежности в обязательном порядке должен включать:

  • Схему электроснабжения потребителя. Схема должна быть достаточно подробной и содержать информацию об установках защиты, параметрах питающей сети, а также ряд прочих данных.
  • Информацию о категории надежности схемы электроснабжения
  • Данные о других абонентах электрической установки, а также характеристики этих абонентов.
  • Полный перечень обязанностей, которые потребитель берет на себя по отношению к сетевой компании.
  • Перечень и описание особых условий, если они имеют место.

Как правило, Акт разграничения балансовой принадлежности заключается на постоянный срок и не имеет даты окончания. Однако акт может быть и временным или выданным на срок, в течение которого действует разрешение на присоединение соответствующей мощности.

Обычно переоформление Акта не требует переоформления разрешений и прочих ранее выданных документов.

Каждый Акт разграничения балансовой принадлежности в момент оформления получает сквозной номер. При переоформлении актов на новом документе должно быть указано « Взамен Акта от ( дата) № __».

Юридический статус Акта

Акт разграничения балансовой принадлежности представляет собой юридический документ и необходим для:

  • Получения Акта о технологическом присоединении;
  • Заключения договора на электроснабжение объекта;
  • Получения акта допуска.

Кроме того, Акт необходим для решения разного рода юридических вопросов, таких как установление виновных и степени их вины в случае возникновения аварийной ситуации в электрической сети ( в том числе и повлекшие за собой выход из строя различного оборудования), при несчастном случае или в других подобных ситуациях.

Статус юридического документа требует, чтобы каждая сторона имела на руках как минимум один оригинал Акта разграничения балансовой принадлежности. По этой причине подписывается, как правило, 4 экземпляра Акта, один их которых остается в сетевой организации, второй в энергосбытовой компании и два – у потребителя.

Акт разграничения балансовой принадлежности. Когда и как?

При осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств Акт разграничения балансовой ответственности заключается непосредственно после выполнения технических условий и окончания работ по технологическому присоединению.

Переоформление Акта разграничения балансовой ответственности необходимо:

  • В случае окончания срока действия предыдущего акта;
  • Когда у потребителя меняется объем присоединенной мощности;
  • В случае изменения схемы электроснабжения объекта;
  • При изменении категории надежности снабжения электрической энергией объекта;
  • В случае смены владельца энергопринимающих устройств.

Порядок оформления Акта может несколько отличаться в разных сетевых компаниях. Для потребителей, расположенных на территории Москвы эта процедура включает:

  • Отправку потребителем в МКС-филиал ОАО « МОЭСК» заявления с приложением заявки на получение анкеты потребителя, согласованный проект электроснабжения и акт о технологическом присоединении или разрешение на присоединение мощности.
  • Получение и заполнение анкеты потребителя.
  • Отправка потребителем в МКС-филиал заполненной анкеты потребителя и договора об осуществлении технологического присоединения к электросетям.

Подписание Акта разграничения балансовой принадлежности. Проблемы. Пути решения.

К оформлению акта разграничения балансовой ответственности необходимо подходить особенно вдумчиво. Помните, что в соответствии с тем, что будет написано в этом Акте, вы будете нести ответственность. Это ответственность за функционирование сетей и оборудования, за произошедшие в зоне вашей ответственности аварии и несчастные случаи. Также вы будете нести финансовые затраты по обслуживанию оборудования и кабельных линий.

Однако основные проблемы могут возникать на стадии подписания и согласования Акта. В нашей стране проволочки и бюрократические препоны – обычное дело, особенно в тех случаях, когда организация является локальным монополистом в какой-либо сфере.

Также может возникнуть масса несогласованностей между подписантами, когда сетевая компания будет выдвигать одни требования, а энергосбытовая – другие, иногда они могут даже противоречить друг другу.

Возможно, если ситуация зайдет в тупик, потребителю будет выгоднее нанять коммерческую организацию, которая имеет большой опыт в оформлении такого рода документов и сделает это быстро ( а может, и не очень дорого).

Где получить акт разграничения балансовой принадлежности электросетей

Физические лица (за исключением иностранных граждан), юридические лица или индивидуальные предприниматели, являющиеся правообладателями энергопринимающих устройств (объекты капитального строительства, объекты временной постройки, нежилые помещения).

Стоимость услуги и порядок обжалования

1. В случае оказания услуги ПАО «Россети Московский регион» – стоимость оказания услуги по восстановлению и переоформлению документов о технологическом присоединении будет указана в соглашении.
2. В случае оказания услуги ПАО «ОЭК» – оказание услуги по восстановлению и переоформлению документов о технологическом присоединении осуществляется бесплатно.

Читайте также:
Акт передачи помещения после аренды
Перечень необходимых документов

1. Документ, подтверждающий полномочия представителя действовать от имени заявителя (в случае обращения представителя заявителя). Электронный образ документа, подтверждающего полномочия представителя действовать от имени заявителя, подписывается электронной подписью заявителя в установленном порядке.
2. Технические условия, в том числе оформленные на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (при наличии).
3. Акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акт об осуществлении технологического присоединения, в том числе оформленные на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (при наличии).
4. Разделы проектной документации, предусматривающие технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий, в том числе решения по схеме внешнего электроснабжения, релейной защите и автоматике, телемеханике и связи (прилагаются при отсутствии технических условий или отсутствии в них и имеющихся документах о технологическом присоединении информации о максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств, если при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации являлась обязательной).
5. Иные документы, подтверждающие факт технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, в том числе оформленные на предыдущего собственника энергопринимающих устройств (в случае отсутствия акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акта об осуществлении технологического присоединения, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств).
6. Правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором располагается (будет располагаться) принадлежащий заявителю объект капитального строительства.

Срок предоставления услуги

Общий срок оказания услуги по восстановлению и переоформлению документов о технологическом присоединении заявителю включает срок межведомственного электронного взаимодействия и не может превышать 45 календарных дней.

Результат оказания услуги

1.Переоформленные документы о технологическом присоединении, подписанные ПАО «Россети Московский регион» / АО «ОЭК» и заявителем.
2. Решение об отказе в предоставлении услуги по восстановлению и переоформлению документов о технологическом присоединении с обоснованием причин отказа.

Федеральный закон Российской Федерации от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».

Постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2017 г. № 955 «Об установлении особенностей оказания услуг по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в электронной форме на территории Московской области и гг. Москвы и Санкт-Петербурга в 2017 – 2018 годах».

Постановление Правительства Москвы от 7 февраля 2012 г. № 23-ПП «О доступе физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц к подсистеме «личный кабинет» государственной информационной системы «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы».

Приказ Минстроя России от 19 апреля 2018 г. № 236/пр «Об утверждении форм единых заявок, подаваемых заявителями через региональные порталы государственных и муниципальных услуг в целях получения технических условий, заключения договоров о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также в целях получения актов о технологическом присоединении (применительно к г. Москве и Московской области), и примерного перечня сведений и документов, прилагаемых к ним».

Приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 796 «Об утверждении Требований к средствам электронной подписи и Требований к средствам удостоверяющего центра».

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 апреля 2008 г. № 212 «Об утверждении порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок».

Решение об отказе в оказании услуги:
1. Сети иной сетевой организации расположены ближе к земельному участку заявителя.
2. В случае заключения договора с ПАО «Россети Московский регион» – отсутствие технической возможности подключения.

Основаниями для аннулирования заявки на оказание услуги по восстановлению и переоформлению документов о технологическом присоединении являются:
1. Ненаправление заявителем в ПАО «Россети Московский регион» / АО «ОЭК» подписанных документов о технологическом присоединении либо мотивированного отказа с приложением предложений об изменении документов о технологическом присоединении в течение 3 рабочих дней со дня получения заявителем подписанных ПАО «Россети Московский регион» / АО «ОЭК» документов о технологическом присоединении.
2. Решение заявителя об отзыве заявки, направленное через «личный кабинет» заявителя на Портале.
3. В случае заключения договора с ПАО «Россети Московский регион» – ненаправление заявителем в ПАО «Россети Московский регион» подписанного проекта соглашения о переоформлении (восстановлении) документов о технологическом присоединении

Где получить акт разграничения балансовой принадлежности электросетей

  • О компании
  • Услуги
  • Сотрудничество
  • Раскрытие информации
  • Информация
  • Новости
  • Контакты
  • Личный кабинет
  • О компании
  • Услуги
  • Сотрудничество
  • Раскрытие информации
  • Информация
  • Новости
  • Контакты
  • Личный кабинет
  • Правовая база
  • Типовые договоры
  • Энергосбережение
  • Электронный документооборот
  • Проектирование и строительство АСКУЭ
  • ОРЭМ
  • Ценовые категории
  • Стоимость электроэнергии
  • Глоссарий
  • Вопрос-ответ
Читайте также:
Акт приёма передачи сельскохозяйственных животных по договору

Глоссарий

Точка присоединения к электрической сети

-Место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической э.

– Место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации

Точка поставки электрической энергии

-Место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энерг.

– Место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в документах о технологическом присоединении, а до составления в установленном порядке документов о технологическом присоединении – в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики

Услуги по передаче электрической энергии

-Комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.

– Комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями

Услуги по оперативно-диспетчерскому управлению

-В электроэнергетике оперативно-диспетчерское управление, осуществляемое в целях обеспечения надежного энергоснабжения и качества электрической энергии, соответствующих обязательным требованиям

Установленная генерирующая мощность

-Электрическая мощность объектов по производству электрической и тепловой энергии на момент введения в эксплуатацию соответствующего генерирующего объекта

Устойчивость электроэнергетической системы

-Способность электроэнергетической системы сохранять синхронную работу электрических станций после отключений линий электропередачи, оборудования объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок

-Система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность), а также за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках

Ценовые зоны оптового рынка

-Территории, которые определяются Правительством Российской Федерации и на которых происходит формирование р.

– Территории, которые определяются Правительством Российской Федерации и на которых происходит формирование равновесных цен оптового рынка

Частичное ограничение режима потребления

-Ограничение режима потребления, вводимое в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики и предполагающее сокращение объема подачи электрической энергии (мощности) потребителю до уровня, определенного в соответствии с настоящими Прав.

– Ограничение режима потребления, вводимое в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики и предполагающее сокращение объема подачи электрической энергии (мощности) потребителю до уровня, определенного в соответствии с настоящими Правилами

Электротехническая лаборатория

-Это современная электротехническая организация, которая предоставляет определённый спектр услуг, связанных с электрическими измерениями сети в офисах, на производстве, торговых центрах, домах и квартирах

Электромонтажные работы

-Это специальный вид строительных работ, выполняемых во время возведения и реконструкции сооружений и зданий разнообразного назначения, которые непременно связаны с профессиональным монтажом электрических сетей. Это и воздушные и кабельные линии электропередачи.

– Это специальный вид строительных работ, выполняемых во время возведения и реконструкции сооружений и зданий разнообразного назначения, которые непременно связаны с профессиональным монтажом электрических сетей. Это и воздушные и кабельные линии электропередачи, проводов тока, электрических проводов и т.д. А также различного электрооборудования, к которому относятся электрические машины, распределительные пункты, пульты управления, а также многое другое

Электроэнергетика

-Отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, опер.

– Отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения; Единая энергетическая система России – электроэнергетическая система, которая расположена в пределах территории Российской Федерации и централизованное оперативно-диспетчерское управление которой осуществляется системным оператором Единой энергетической системы России;

Электроэнергетическая система

-Совокупность объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, связанных общим режимом работы в едином технологическом процессе производства, передачи и потребления электрической энергии в условиях централизованного о.

– Совокупность объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, связанных общим режимом работы в едином технологическом процессе производства, передачи и потребления электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (абзац введен Федеральным законом от 23.06.2016 № 196-ФЗ )

Читайте также:
Акт возврата нежилого помещения по договору аренды

Обслуживание коммунальных сетей: проблемы и пути их решения

Сегодня любой благоустроенный МКД обеспечен коммунальными услугами: холодной и горячей водой, электричеством и теплом. Содержание и обслуживание инженерных сетей – залог бесперебойного и качественного получения потребителями КУ. Рассказываем, кто и в каком объёме обязан содержать и обслуживать такие коммунальные сети.

Разграничение балансовой принадлежности сетей

Бесперебойное и качественное обеспечение жителей домов коммунальными услугами возможно при условии надлежащего состояния внутридомовых инженерных коммуникаций и сетей, подводящих ресурс к многоквартирному дому.

Правила № 124, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, в качестве существенного условия договоров, заключаемых УО с РСО, определяют условие о разграничении обязательств сторон по обеспечению обслуживания инженерных сетей.

Граница раздела при распределении указанных обязанностей определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон. Акт разграничения имеет большое значение.

Во-первых, в случае аварии, когда дом остался без воды, тепла или света, или подвал заливает канализация, поставщик будет апеллировать к имеющемуся акту раздела границ, а при отсутствии такового – указывать, что аварийные коммуникации ему не принадлежат и он их не обслуживает.

Итог, как правило, один: ТСЖ или управляющая организация вынуждены под массированным нажимом жильцов срочно своими силами устранять аварию. Даже будь они правы, практика показывает, что при наличии не оспоренных ни через прокуратуру, ни через администрацию или ГЖИ актов оперативно решить этот вопрос не получается, а страдают в итоге жильцы дома.

Во-вторых, любые сети необходимо регулярно обслуживать, осуществлять их текущий, а со временем и капитальный ремонт зачастую с полной заменой. Всё это не дешево. При изменении границы балансовой принадлежности указанные расходы в полном объёме будут лежать на ресурсоснабжающей организации, а устранение засоров, текущий и капитальный ремонт сетей станут обязанностью поставщика.

В-третьих, управляющая организация избавляется от обязанности оплачивать нормативные потери на участках сетей, исключаемых из акта разграничения балансовой принадлежности. Особенно это актуально для сетей тепло- и электроснабжения.

При отсутствии актов разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон возникает проблема «бесхозяйных» сетей, что также требует внесения определенности во взаимоотношения с ресурсоснабжающей организацией.

Проблемы определения границы эксплуатационной ответственности

Согласно п. 8 Правил № 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством России, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

Границей же эксплуатационной ответственности при наличии общедомового прибора учёта соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или РСО, является место соединения ОДПУ с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Но это теория, а на практике всё происходит иначе. В подавляющем большинстве случаев ресурсоснабжающая организация заинтересована прежде всего в сокращении своих издержек и соответственно увеличении прибыли. Поэтому, пользуясь своим доминирующим положением, она старается подписать акт разграничения на максимально выгодных для себя условиях.

Для этого РСО стремится установить границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности как можно дальше от внешней стены многоквартирного дома. Зачастую акты разграничения, как старые, так и новые, возлагают на управляющие организации или ТСЖ ответственность за участки сетей за пределами МКД.

Ресурсоснабжающие организации, как правило, апеллируют именно к возможности установления иного порядка соглашением сторон, ссылаются на то, что спорные участки у них на балансе не числятся или строились застройщиком исключительно для этого дома и им не передавались. Следовательно, раз акты уже подписаны с отнесением части сетей на управляющую организацию или ТСЖ, то они являются действующими и оснований для изменения границ нет.

Однако здесь РСО лукавят, поскольку соглашение об изменении границ и выносе их за пределы МКД ресурсоснабжающая организация может заключить только с собственниками, а не с управляющей организацией или ТСЖ. В отсутствие решения общего собрания собственников акты разграничения, устанавливающие границу за пределами внешней стены МКД, противоречат закону.

Способы решения проблемы

Нашей юридической фирмой «Южный региональный центр поддержки ЖКХ» выработан эффективный механизм приведения актов разграничения в соответствие с требованиями законодательства.

Каким же образом возможно установить границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности коммунальных сетей, которая бы максимально отвечала интересам собственников помещений МКД? Мы видим два пути: внесудебный и судебный.

Внесудебный путь гораздо быстрее, проще и дешевле, чем судебный, но есть один нюанс. Необходима «добрая воля» РСО на подписание акта, по которому балансовая принадлежность и эксплуатационная ответственность на все участки сетей, расположенных за внешней стеной многоквартирного жилого дома, закрепляется за ней.

При отсутствии «доброй воли» РСО единственно возможным остаётся судебный путь установления границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности коммунальных сетей.

При этом многие управляющие организации, не добившись справедливости во внесудебном порядке, останавливаются и подписывают акт разграничения на условиях, диктуемых ресурсоснабжающей организацией.

Вот несколько причин, по которым управляющие организации так поступают:

  • не хотят ссориться с РСО;
  • думают, что судиться – дорого и сложно;
  • полагают, что судиться с монополистом бесперспективно.
Читайте также:
Какой нормативный акт является фундаментом гражданского законодательства

Мы убеждены, что указанные причины надуманны, т.к. «поссориться» с ресурсниками, защищая свои законные права и интересы в судебном порядке невозможно по определению. Наша обширная практика свидетельствует о том, что какие-либо негативные последствия отсутствуют, а преимущества от пересмотра границ очевидны.

Хорошие отношения с РСО зачастую не предоставляют УО каких-либо привилегий: если вы должны – на вас подадут в суд, если вы нарушаете условия договора – никто не станет закрывать на это глаза. При этом никакие хорошие отношения не заставят РСО в случае аварии за пределами МКД оперативно выполнить ремонтные работы, если участок в акте разграничения был включён в зоны вашей ответственности.

Относительно расходов на оплату юридических услуг нужно учитывать, что, согласно положениям Арбитражного процессуального кодекса РФ, данные издержки будут возмещены за счёт РСО. Это значит, что юридические услуги для УО будут фактически бесплатными, а экономический эффект и польза от изменения границ сетей электро-, тепло- и водоснабжения в будущем компенсируют небольшие дополнительные затраты времени на предоставление копий необходимых документов.

Южный региональный центр поддержки ЖКХ уже на протяжении нескольких лет эффективно решает вопрос по пересмотру актов границ инженерных сетей. Все судебные дела завершаются положительным результатом. С 2018 года предложение ЮРЦП ЖКХ стало доступно для всех регионов РФ.

В заключение

Рекомендуем вам после прочтения статьи проверить договоры с РСО. Если у вас отсутствует акт разграничения или он есть, но граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в нём указана не по внешней стене многоквартирного дома, или есть «бесхозяйные» участки, – не откладывая, обращайтесь в суд за защитой ваших нарушенных прав.

Автор статьи – Дмитрий Андреевич Топоров, зам. руководителя ЮРЦП ЖКХ, к.ю.н., доцент кафедры Гражданского права РГЭУ «РИНХ».

  • COVID-19
  • О нас
    • Наша история
    • Наши принципы
    • Наша команда
    • Наша судебная практика
    • Наши клиенты
    • Наши реквизиты
    • Cотрудничество с нами
    • Карьера
  • Услуги
    • Бизнесу
    • Гражданам

    • team One
    • team Two +
      • Sabmenu One
      • Sabmenu Two
      • Sabmenu Three +
        • Sabmenu One
        • Sabmenu Two
        • Sabmenu Three
        • Sabmenu Four
        • Sabmenu Five
      • Sabmenu Four
      • Sabmenu Five
    • Team Three

    –>

  • Статьи и публикации
  • Написать нам
  • Контакты
    • Россия
      • Москва
      • Санкт-Петербург
      • Казань
    • Европа
      • Париж
      • Лондон
      • Берлин
      • Никосия
    • Остальные
      • Нью-Йорк

споры в связи с разграничением балансовой принадлежности

  • Главная
  • /
  • Статьи и публикации
  • /
  • Споры в связи с разграничением балансовой принадлежности

споры в связи с разграничением балансовой принадлежности

Большая группа ситуаций и вопросов, вызывающих сложности в практике их применения, связана с организацией учета электроэнергии. Мы поясним причины возникновения сложных ситуаций, споров по расчетам за поставленный ресурс, оплаты потерь в сетях, а также подходы к их разрешению.

В электроэнергетике основным документом, регулирующим порядок организации учета на розничных рынках в РФ, являются ОПФРР (Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N442). На оптовом рынке электроэнергии также действует система коммерческого учета (п.8 ст. 32 ФЗ «Об электроэнергетике»), но основана она совсем на иных принципах. Итак, согласно абзацу 1 пункта 144 ОПФРР приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка – потребителей, производителей, сетевых организаций, которые имеют между собой общую границу балансовой принадлежности. В случае невозможности установки прибора на границе – в месте, максимально приближенном к ней, но с соблюдением требований раздела X «Правила организации учета» ОПФРР. Понятно, что далеко не всегда установка приборов учета возможна на границе, причем в точке поставки энергии, и если прибор расположен в ином месте, то возникает проблема расчетов. Причины успешных либо ошибочных позиций относительно расчета и оплаты потерь две: первая – в понимании модели розничного рынка, вторая – в понятии «граница балансовой принадлежности».

Поставка электроэнергии осуществляется путем оказания услуги по передаче электроэнергии сетевой организацией от производителя (поставщика) до потребителя по своим сетям. Смысл модели в том, что поставщик должен получить плату за весь объем выработанной и отпущенной в сеть электроэнергии, а потребитель должен получить тот объем, который указан в договоре. В этом случае достигается баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, который является одним из основных принципов ФЗ «Об электроэнергетике» (ст. 26). Тогда для поставки договорного объема электроэнергии потребителю сетевая организация обязана закупить у производителя (поставщика) объем энергии, увеличенный на величину потерь в своих сетях, – тем самым сетевая организация мотивируется к надлежащему содержанию сетевого хозяйства. Часть этих потерь, возникающих по объективным причинам, согласно нормативам, учитывается в тарифе (цене на услугу) сетевой организации, который установлен государственным регулятором, – и их потребитель оплачивает. Ключевые вопросы: порядок определения потерь в электрических сетях и их оплаты, определения лиц, обязанных оплачивать, – статьей 26 ФЗ «Об электроэнергетике» отнесены к полномочиям Правительства РФ, которое утвердило Правила недискриминационного доступа к электросетям от 27.12.2004 N861 (п.п.50-55). Как правило, до потребителя электроэнергия передается по нескольким смежным сетям. Согласно п.2 ст. 26 ФЗ «Об электроэнергетике», п.8 Правил недискриминационного доступа №861, сетевая организация обязана осуществить передачу электроэнергии конечному потребителю до точки поставки как самостоятельно, так и через третьих лиц в силу публичности договора с ней. Лица, обязанные оплачивать потери в сетях, не учтенные в тарифе на электроэнергию, определены п. 4 ст. 26 ФЗ «Об электроэнергетике», п.4 ОПФРР. К ним отнесены сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики. Этими лицами оплачивается электроэнергия, потерянная в сетях, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании.

Таким образом, ОПФРР лишь продублировали Правила недискриминационного доступа к сетям №861 – обязанность оплачивать фактические потери в сетях, возложена сетевую организацию, в объектах электросетевого хозяйства которой потери возникли (п.п. 4, 185, 186, 189, 190 ОПФРР). Существующие пробелы в нормативном регулировании восполнены судебной практикой – к настоящему времени она однозначно сложилась в поддержку модели розничных рынков: потребитель не обязан оплачивать потери, которые возникают в сети до точки поставки, – все фактические потери, включая хищения, отпуск в бесхозные сети, ложатся на сетевую организацию. Более того, высшими судебными инстанциями неоднократно указывалось, что для установления размера заявленных убытков в предмет доказывания входят следующие обстоятельства: определение количества электроэнергии, поступившей в сеть, и определение количества, вышедшего из сети в смежные сети и потребителям; затем необходимо определить разницу между двумя этими величинами, после чего следует рассчитать стоимость потерянной электроэнергии. Однако первоначально необходимо установить, где находятся границы сетей и принадлежность объектов электросетевого хозяйства в этих границах, через которые осуществляется переток электроэнергии.

Из изложенного становится понятно, что перенос приборов учета от границы балансовой принадлежности вовсе не является причиной спорной ситуации по корректировке расчетов за потребленный объем электроэнергии. Причиной является определение обязанной стороны по оплате потерь и их объема для необходимости сохранения баланса интересов сторон. Таким образом, требование ОПФРР по установке прибора учета на границе балансовой принадлежности обусловлено теоретической моделью баланса интересов субъектов розничных рынков, что позволяет сетевым организациям получать точные данные об объемах, отпущенных в сеть, и проводить проверки приборов учета без получения соответствующих допусков в помещение других владельцев. Однако практика такова: точные данные и доступ к объектам – далеко не главное и не всегда соответствуют коммерческим интересам сторон.

Возможность перенести учет с границы балансовой принадлежности в иные точки учета влечет ряд сложных инженерных и юридических задач. Для предотвращения проблемы или разрешения уже существующей, мы рекомендуем следующее.

Вернемся к абз. 1 п.144 ОПФРР (в прежней редакции ОПФРР – абз.2): если на границе балансовой принадлежности установить прибор учета технически невозможно, то его следует установить в ином месте. Анализ данного абзаца показывает, что возможностей установки прибора учета гораздо больше, чем кажется:

  • на границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства субъектов розничного рынка;
  • при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов – в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки
  • по соглашению между субъектами розничного рынка – в границах объектов электроэнергетики одного из них.

В этих случаях объем электроэнергии подлежит корректировке на величину потерь электроэнергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности до места установки прибора учета.

Изначально граница балансовой принадлежности возникает в результате технологического присоединения к электрическим сетям путем исполнения договора техприсоединения в соответствии Правилами техприсоединения, утвержденных тем же Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N861. К существенным условиям договора техприсоединения относится порядок разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон. Таким образом, несогласование условий о балансовой принадлежности влечет признание договора незаключенным с вытекающими последствиями. Разграничение может устанавливаться в местах фактического присоединения объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и потребителя, на границе земельного участка, в трансформаторной подстанции и т.д. При этом понятие «земельный участок», используемый в Правилах техприсоединения и договоре техприсоединения, вовсе не соответствует понятию «земельного участка» Градостроительного кодекса. Тогда важнейшим условием соблюдения собственных интересов является выбор места учета – безусловно, с инженерной проработкой вопроса. Судебная практика применения п. 144 ОПФРР неоднозначна, в частности необходимости соблюдения указанной п. 144 ОПФРР последовательности выбора вариантов места установки приборов учета. Однако, по нашему мнению, при отсутствии технической возможности установки на границе, соглашение о месте установки правомерно, даже если есть техническая возможность установить прибор учета ближе к границе, но на менее выгодных для потребителя условиях, например, большей стоимости проекта в части учета электроэнергии. Такая позиция соответствует модели рынка: важно определить разность между количеством энергии, поступившей на данный энергообъект, и отпущенной далее в сеть, т.е. существенным является исключительно требование полного учета электроэнергии. Частично такая позиция подтверждается и Разъяснением ФАС России от 06.05.2014 «По вопросу места установления прибора учета»: требования об установке приборов учета на границе участка заявителя вразрез с желанием заявителя установить прибор учета в пределах границ его земельного участка, могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства, в части навязывания невыгодных условий.

В п. 2 Правил недискриминационного доступа (№861) даны определения понятий границ балансовой принадлежности, акта разграничения балансовой принадлежности электросетей, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, точки поставки, точки присоединения к электрической сети и другие. Но, к сожалению, приведенные определения мало что разъясняют, однако именно акт разграничения служит доказательством места установки приборов учета, одним из доказательств факта перетока электроэнергии по данной сети и влечет обязанность оплаты потерь в ней.

Особенности коммерческого учета электроэнергии для застройщиков и управляющих компаний в сфере ЖКХ.

В общем порядке застройщик является заявителем по договору техприсоединения к сети сетевой организации, и соответственно, в пределах своего земельного участка, осуществляет мероприятия по техприсоединению – строительство линий от вводных распредустройств (ВРУ) многоквартирного дома (МКД) до границы. Согласно акту техприсоединения, на балансе застройщика находятся линии электропередач в границах его земельного участка. После продажи помещений МКД, управляющая организация при заключении договоров ресурсоснабжения (в т.ч. электроснабжения) обязана оплачивать потери энергии во внешней сети МКД до границы с сетевой организацией. В силу п.8 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, внешней границей сети энергоснабжения является стена МКД, чем ограничивается общее имущество дома, если иное не установлено законодательством РФ. Иным может являться решение общего собрания собственников помещений МКД, прямо проголосовавших за включение внешних сетей в состав общего имущества. Такое решение собственников будет соответствовать договору техприсоединения, однако собственники помещений, разумеется, такого решения не примут. Застройщиком в качестве доказательств отнесения внешней сети к МКД представляются техусловия на инженерные сети, акты приема-передачи исполнительной документации на внешнюю сеть и т.д. Результаты неоднозначны: как признание судом обязанности оплаты потерь на спорном участке на основании акта разграничения балансовой принадлежности, так и отказ суда признать принадлежность внешней сети управляющей организации и обязанности оплаты в ней потерь. Во избежание подобных сложностей, представляется, что согласование условия границ балансовой принадлежности, которое является одним из условий договора техприсоединения, лучше в порядке сопровождения заключения договора поручать специалистам еще стадии преддоговорной работы.

Разумеется, в столь кратком обзоре не затронуты многие вопросы, связанные с разграничением сетей, влиянием энергопринимающих устройств потребителей на потери в сетях, какие потери подлежат оплате и методологии их расчетов, – только детальный анализ спорных ситуаций, который способен осуществить юрист по спорам с МОЭСК (и иными организациями), может показать законность или незаконность предъявленных требований.

Споры по определению границ инженерных сетей МКД

В нашу компанию за юридической помощью обращаются исполнители коммунальных услуг из разных регионов страны при возникновении споров с РСО в процессе заключения и исполнения договоров. Большая часть споров возникает относительно определения точек поставки соответствующего ресурса и границ эксплуатационной ответственности по договору. С целью сокращения потерь на сетях РСО стремятся установить точку поставки как можно дальше от конечного потребителя, что абсолютно невыгодно для другой стороны договора, поскольку помимо потерь на управляющего МКД возлагается еще и бремя содержания таких инженерных сетей.

Используя накопленный опыт по подобным делам, рассмотрим способ законного определения точек поставки и границ эксплуатационной ответственности сторон. Благодаря недавнему определению ВС РФ это стало возможным и в отношении уже заключенных договоров.

Понятия и нормативное регулирование.

П онятия точек поставки, а также границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности представлены в законодательных актах, регулирующих порядок поставки соответствующего ресурса:

в Правилах организации теплоснабжения (утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808);

в Правилах горячего водоснабжения (утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 642);

в Правилах холодного водоснабжения и водоотведения (утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644);

в Правилах поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549);

в Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442).

Несмотря на то, что в перечисленных законодательных актах понятия точки поставки и границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности различаются, их суть все же сводится к следующему.

Точка поставки – место исполнения обязательств РСО, которое располагается в месте установки ОПУ, а при его отсутствии – на границе балансовой принадлежности.

Граница балансовой принадлежности – граница раздела сетей по признаку собственности.

Граница эксплуатационной ответственности – граница раздела сетей по признаку возложения бремени содержания, которая проходит по границе балансовой принадлежности, если стороны договора не согласовали иное.

Изменение границ с согласия собственников.

Положения ЖК РФ, Правила предоставления коммунальных услуг, а также Правила содержания общего имущества регулируют взаимоотношения по договору ресурсоснабжения, поскольку он заключается исполнителем коммунальных услуг с РСО с целью оказания коммунальных услуг гражданам. В соответствии с ЖК РФ по договору управления МКД исполнитель несет ответственность перед собственниками за содержание общего имущества в доме.

В состав общего имущества собственников помещений в МКД входят в том числе инженерные коммуникации, находящиеся внутри дома (п. 5 – 7 Правил содержания общего имущества) или за его пределами на земельном участке, входящем в состав общего имущества в МКД (пп. «ж» п. 2 Правил содержания общего имущества), и предназначенные для обслуживания данного дома.

В соответствии с п. 7 Правил содержания общего имущества ОПУ устанавливается на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, и относится к общему имуществу.

Согласно п. 8 Правил содержания общего имущества внешней границей сетей, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены МКД, а границей эксплуатационной ответственности при наличии ОПУ соответствующего коммунального ресурса – место соединения счетчика с соответствующей инженерной сетью МКД. Соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или РСО может быть установлена иная граница эксплуатационной ответственности.

Следовательно, граница балансовой принадлежности – это внешняя граница стены МКД либо граница земельного участка в случае, когда границы участка определены на основании данных государственного кадастрового учета и когда инженерные сети, находящиеся в границах этого земельного участка, обслуживают исключительно один дом. Граница балансовой принадлежности одновременно является границей эксплуатационной ответственности, если собственники помещений не установили иную границу.

Место установки ОПУ – граница сетей, входящих в состав общего имущества в МКД.

Различия имеются в отношении внешней границы сетей газоснабжения: это место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.

Таким образом, изменить границы эксплуатационной ответственности РСО может только по соглашению с собственниками помещений в МКД, подписавшими акты разграничения эксплуатационной ответственности с границами, выходящими за пределы балансовой принадлежности (или принявшими данное решение).

Акты разграничения.

Границы эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности устанавливаются сторонами при заключении договора и определяют, какие участки инженерного оборудования будет обслуживать исполнитель коммунальных услуг. Рекомендуем исполнителям во избежание споров в процессе исполнения договора с РСО подписывать названные акты на этапе заключения договора. При этом необходимо учитывать следующее.

Акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности подписываются сторонами в процессе технологического присоединения сетей потребителя к сетям РСО, они также могут быть подписаны (при отсутствии ранее составленных актов) в процессе заключения договора с РСО.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 ОМСУ должны определить границы земельного участка, относящегося к общему имуществу дома, по каждому МКД. Границы земельного участка, входящего в состав общего имущества в МКД, определяют границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, которые должны фиксироваться в соответствующих актах с РСО. Следовательно, если границы земельного участка больше площади МКД, содержание инженерных коммуникаций, проходящих по данному земельному участку, возлагается на УК на основании договора управления.

Если в отношении земельного участка не проведен государственный кадастровый учет, границей балансовой принадлежности сетей является внешняя стена МКД.

Бесхозяйные сети.

Довольно часто инженерные сети не входят в зону ответственности ни одной стороны договора ресурсоснабжения, то есть являются бесхозяйными. На кого возлагается обязанность по обслуживанию данных сетей и оплате потерь коммунальных ресурсов в них?

Согласно действующему законодательству, если участок сетей между сетями МКД и сетями РСО является бесхозяйным, при установлении тарифа для РСО учитываются затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию данного участка сетей. Об этом говорится:

в Федеральном законе от 27.07.2010 № 190‑ФЗ «О теплоснабжении» (ч. 4 ст. 8, ч. 5, 6 ст. 15);

в Федеральном законе от 07.12.2011 № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (ч. 5, 6 ст. 8);

в Федеральном законе от 26.03.2003 № 35‑ФЗ «Об электроэнергетике» (ч. 4 ст. 28).

Возлагать на потребителей и исполнителей коммунальных услуг потери коммунальных ресурсов на бесхозяйных участках сетей незаконно. Такой вывод в отношении потерь электроэнергии был сделан в Решении ВАС РФ от 28.10.2013 № ВАС-10864/13.

Устанавливаем границы инженерных сетей по закону.

При заключении договора с РСО.

Идеальным вариантом для управляющего МКД является установление законных границ эксплуатационной ответственности при заключении договора с РСО. Но как этого достичь, если РСО настаивает на иных границах ответственности? Управляющему не следует спешить подписывать акты разграничения эксплуатационной ответственности на незаконных условиях.

В соответствии с гражданским законодательством договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. К существенным условиям договора энергоснабжения законодатель отнес также условие о границе эксплуатационной ответственности. Данное условие согласовывается сторонами путем подписания акта разграничения эксплуатационной ответственности.

Следовательно, если РСО предлагает к заключению договор с актом разграничения эксплуатационной ответственности, в котором границы выходят за пределы общего имущества собственников помещений в МКД, необходимо подписать такой договор с протоколом разногласий относительно границ ответственности. В протоколе разногласий нужно указать условие о границах эксплуатационной ответственности со ссылкой на п. 8 Правил содержания общего имущества: граница эксплуатационной ответственности проходит по внешней границе стены МКД (границе земельного участка, находящегося в общей долевой собственности собственников помещений в доме).

При рассмотрении споров об урегулировании разногласий при заключении договоров энергоснабжения суды утверждают такие контракты в отношении условий о границах эксплуатационной ответственности. Примерами из практики могут служить постановления АС ВВО от 19.11.2015 по делу № А29-10092/2014, АС ЗСО от 09.11.2015 по делу № А75-1441/2015, АС СКО от 11.12.2015 по делу № А25-953/2014.

Если в договоре с РСО границы сетей не согласованы.

Если стороны не обратились в суд об урегулировании разногласий при заключении договора ресурсоснабжения и протокол разногласий остался не подписанным РСО, при возникновении споров по объемам поставленных ресурсов и границам ответственности договор не будет признан судом незаключенным, так как условие о границах эксплуатационной ответственности может быть урегулировано законом.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 07.09.2010 № 3409/10 суд пришел к выводу, что отсутствие согласованного сторонами акта разграничения балансовой принадлежности не может свидетельствовать о незаключении сторонами договора. При отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон граница эксплуатационной ответственности устанавливается по балансовой принадлежности, а последняя определяется по признаку собственности.

Если в договоре с РСО установлены границы сетей не по закону.

Как правило, договор заключается на определенный срок и считается пролонгированным на тех же условиях, если ни одна из сторон не заявит в определенные сроки о своем намерении заключить договор на новых условиях.

В порядке, установленном договором ресурсоснабжения, исполнитель коммунальных услуг вправе заявить о расторжении договора и заключении нового договора на иных условиях. В новом договоре он сможет добиться согласования границ в предложенной им редакции (при необходимости – в судебном порядке).

Признание судом условия договора об установлении границ сетей ничтожным.

Теперь рассмотрим вариант, когда при заключении договора с РСО в актах разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности были согласованы границы, выходящие за пределы общего имущества собственников помещений в МКД, и в процессе исполнения договора у сторон возник спор об оплате тепловых потерь.

Определением ВС РФ от 21.12.2015 по делу № 305‑ЭС15-11564 [1] дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции с рекомендациями установить, имелось ли волеизъявление собственников помещений в МКД на перенесение границы балансовой принадлежности за пределы внешней границы стены МКД и изменение состава общего имущества.

При новом рассмотрении дела суд первой инстанции установил противоречие акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности императивным нормам права, а также отсутствие решения собственников об отнесении спорного участка инженерных сетей к общему имуществу. Договор с РСО в части акта разграничения эксплуатационной ответственности был признан ничтожным, РСО было отказано во взыскании потерь с УК по спорному участку сетей.

Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров уже используют данное определение Верховного Суда и принимают решения о возложении на РСО бремени содержания и обслуживания инженерных сетей за пределами общего имущества собственников помещений в МКД, а также обязанности оплачивать потери на таких сетях. Например, в постановлениях Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2016 по делу № А72-9399/2015, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2016 по делу № А53-23569/2014, Решении Арбитражного суда Ульяновской области от 27.01.2016 по делу № А72-9399/2015 арбитры при принятии судебных актов ссылались на вышеназванное определение ВС РФ.

Точки поставки коммунальных ресурсов (независимо от наличия или отсутствия ОПУ) должны находиться на границе балансовой принадлежности, которая проходит по границе общего имущества собственников помещений в МКД.

Граница эксплуатационной ответственности проходит по границе балансовой принадлежности, если иная граница не согласована сторонами договора ресурсоснабжения в соответствующем акте и если нет решения собственников о переносе границы.

Согласовывать границы инженерных сетей проще всего в процессе заключения договора, в том числе в суде.

Условия заключенного договора и подписанных актов разграничения, противоречащие обязательным для сторон договора ресурсоснабжения правилам, ничтожны при отсутствии решения собственников помещений в МКД об установлении иных границ общего имущества в МКД.

[1] Вынесено по иску теплоснабжающей организации к УК о взыскании потерь в участке сети от места установки ОПУ (точки ввода трубопровода в МКД) до границы балансовой принадлежности, определенной в акте разграничения как точка вывода (врезки) трубопровода с теплоносителем от ЦТП.

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.09.2016 N 310-ЭС16-7069 по делу N А14-21/2015

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 26 сентября 2016 г. N 310-ЭС16-7069

Резолютивная часть определения объявлена 19 сентября 2016 г.

Определение изготовлено в полном объеме 26 сентября 2016 г.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего – судьи Самуйлова С.В.,

судей Кирейковой Г.Г. и Шилохвоста О.Ю.

рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Выбор” (далее – общество) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.06.2015 (судья Шулепова Л.В.), постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2015 (судьи Андреещева Н.Л., Колянчикова Л.А., Маховая Е.В.) и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10.03.2016 (судьи Козелкин И.И., Сладкопевцева Н.Г., Толкачева И.Ю.) по делу N А14-21/2015

по иску общества к открытому акционерному обществу “Воронежская энергосбытовая компания” (далее – гарантирующий поставщик) о взыскании неосновательного обогащения.

В заседании приняли участие представители гарантирующего поставщика – Голубничая М.В., Гончарова Т.С.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Самуйлова С.В., вынесшего определение от 02.09.2016 о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании, а также объяснения представителей истца, судебная коллегия

как следует из судебных актов и материалов дела, во исполнение последовательно заключенных между сторонами договоров энергоснабжения от 01.01.2011 и от 01.03.2013 гарантирующий поставщик поставлял электрическую энергию до согласованных в договорах точек поставки, расположенных на стройплощадках общества:

– с октября 2011 года по 01.01.2015 в отношении объекта, расположенного по адресу: город Воронеж, улица Средне-Московская, дом 62;

– с 01.01.2011 по 01.07.2012 в отношении объекта, расположенного по адресу: город Воронеж, проспект Революции, дом 55.

В договорах в отношении этих точек поставки указан уровень напряжения – “НН” (низкое напряжение). Из договоров, а также из актов разграничения балансовой принадлежности электросетей следует, что граница балансовой принадлежности установлена на наконечниках кабеля в распределительном устройстве 0,4 кВ в трансформаторной подстанции (РУ-0,4 кВ в ТП-130) в сторону электроустановки абонента (общества).

Общество оплатило электроэнергию по тарифам, установленным приказами Главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области, для низкого напряжения.

01.11.2014 дополнительным соглашением к договору стороны изменили содержание договора, указав на средний второй уровень напряжения (СН II) в отношении объекта, расположенного на Средне-Московской улице.

Полагая, что уровень напряжения, указанный в договорах, не соответствовал реальной схеме присоединения, что повлекло применение неправильного тарифа и, как следствие, переплату, общество потребовало у гарантирующего поставщика возвратить излишне уплаченные денежные средства. По мнению общества, расчет необходимо производить по тарифу, установленному для среднего второго уровня напряжения (СН-II, 20-1 кВ).

Отказ гарантирующего поставщика явился поводом для обращения в суд с иском по настоящему делу с требованием о взыскании 2 191 457,02 руб. неосновательного обогащения.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 24.06.2015 (с учетом определения того же суда от 18.06.2015 об исправлении допущенной опечатки) в удовлетворении исковых требований отказано. Апелляционный и окружной суды согласились с выводами судебного решения (постановления от 19.11.2015 и от 10.03.2016).

Суды пришли к выводу об отсутствии неосновательного обогащения на стороне гарантирующего поставщика, поскольку стороны договора энергоснабжения включили в договоры условие о том уровне напряжения, по которому осуществлялись расчеты; разногласий у сторон по данному вопросу не было; общество не оспорило тариф и не обращалось с требованием о внесении изменений в договоры; низкий уровень напряжения, согласованный сторонами в договорах, соответствовал фактическому уровню напряжения; граница балансовой принадлежности сетей, установленная сторонами в распределительном устройстве, не соответствовала условиям пункта 45 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее – Методические указания N 20-э/2), так как высшее напряжение центра питания составляло 0,4 кВ, то есть низкий уровень напряжения.

Суды руководствовались статьями 8, 12, 539, 544, 1102, 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), пунктами 27, 45 Методических указаний N 20-э/2), информационным письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2009 N 49 “Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении”, информационным письмом ФСТ России от 24.03.2006 N ЕЯ-1433/14, пунктом 32 разъяснений к Методическим указаниям N 20-э/2, содержащимся в письме ФСТ России от 18.02.2005 N СН-570/14. Кроме того, суды приняли во внимание правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 29.05.2007 N 16260/06.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, общество, не согласившись с вынесенными судебными актами, просило об их отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Доводы заявителя сводились к тому, что уровень напряжения должен определяться исключительно исходя из условий подключения к сети и в соответствии с порядком, определенным императивной нормой пункта 45 Методических указаний N 20-э/2. Вопреки данной норме, при расчетах за потребленную электроэнергию между ним и ответчиком неправильно применен тариф для группы потребителей по низкому уровню напряжения, в то время как граница раздела балансовой принадлежности электрических сетей общества и сетевой организации установлена на присоединении кабельных наконечников в ячейках распределительного устройства подстанции ТП N 130 6/04, питающее (высшее) напряжение которой составляет 6 кВ (СН II). Уровень напряжения, на котором фактически подключены электрические сети потребителя к этой подстанции, при определении тарифа не имеет значения.

Гарантирующий поставщик в отзыве просил судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представители гарантирующего поставщика поддержали доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, и пояснили, что основанием для применения пункта 45 Методических указаний N 20-э/2 и расчета по тарифу, установленному для питающего напряжения подстанции, является присоединение кабельных наконечников в ячейках распределительного устройства. Факт такого присоединения истцом не подтвержден. Присоединение кабельных наконечников к распределительному устройству не в ячейках обязывает потребителя оплачивать электроэнергию по уровню напряжения, на котором произведено фактическое присоединение.

Представители общества в судебное заседание не прибыли.

Законность обжалованных судебных актов проверена судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, и в той части, в которой они обжалуются (пункт 2 статьи 291.14 АПК РФ).

Изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Цена на услуги по передаче электроэнергии регулируется государством (статьи 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ “О естественных монополиях”, пункт 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике”, пункты 46 – 48 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, далее – Правила N 861).

Тарифы применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики (пункт 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178).

Размер единых (котловых) тарифов дифференцируется по уровням напряжения в точке технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии (пункты 81, 81 (1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, пункт 44 Методических указаний N 20-э/2).

В соответствии с пунктом 45 Методических указаний N 20-э/2 при расчете тарифа за уровень напряжения принимается значение питающего (высшего) напряжения центра питания (подстанции) независимо от уровня напряжения, на котором подключены электрические сети потребителя, при условии, что граница раздела балансовой принадлежности электрических сетей рассматриваемой организации и потребителя устанавливается:

– на выводах проводов из натяжного зажима портальной оттяжки гирлянды изоляторов воздушных линий,

– на контактах присоединения аппаратных зажимов спусков воздушных линий,

– на зажимах выводов силовых трансформаторов со стороны вторичной обмотки,

– на присоединении кабельных наконечников в ячейках распределительного устройства,

– на выводах линейных коммутационных аппаратов,

– на проходных изоляторах линейных ячеек,

– на линейных разъединителях.

Точкой присоединения к электрической сети является место физического соединения энергопринимающего устройства потребителя электроэнергии с электрической сетью сетевой организации. Граница раздела балансовой принадлежности проходит по линии раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании и фиксируется в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей, составленным в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям и представляемым при заключении договора энергоснабжения (пункт 2 Правил N 861, подпункт “д” пункта 7, пункт 19 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, пункты 34, 35 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442.

Таким образом, вариант тарифа, применяемый при оплате услуг по передаче электроэнергии, императивно установлен законодательством и предопределен фактическими условиями технологического присоединения сетей. Данный вывод указан также в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015 (пункты 2, 3 раздела II Разрешение споров, возникающих из обязательственных правоотношений).

Физические параметры технологического присоединения (в том числе уровень напряжения электросетей) фиксируются в документах о технологическом присоединении, в частности в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей.

В силу статей 9, 65 АПК РФ лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. На этом лице лежит риск наступления последствий непредставления доказательств, которые могут выражаться в вынесении судебного акта не в его пользу.

Рассматривая данное дело, суды пришли к выводу об отсутствии неосновательного обогащения, поскольку электроэнергия оплачена по тарифу, подлежащему применению в отношении потребителя. При этом общество не представило в суд доказательств, достоверно подтверждающих тот факт, что его энергопринимающие устройства были присоединены к сетям сетевой организации по правилам пункта 45 Методических указаний N 20-э/2. Сведения, изложенные в актах разграничения балансовой принадлежности электросетей, обществом не опровергнуты.

Вопреки доводам заявителя, присоединение кабельных наконечников к распределительному устройству подстанции, что буквально указано в представленных в суд актах разграничения балансовой принадлежности электросетей, не является основанием для применения пункта 45 Методических указаний N 20-э/2.

Заключение энергетического обследования судами правомерно не принято в качестве достоверного доказательства доводов общества, поскольку в его в исследовательской части не содержится каких-либо сведений, позволяющих усомниться в правильности примененного гарантирующим поставщиком тарифа.

Довод заявителя, основанный на последующем изменении варианта тарифа, принят судами во внимание с учетом пояснений ответчика о том, что эти обстоятельства связаны не с корректировкой позиции гарантирующего поставщика, а с изменением параметров фактического присоединения многоквартирных домов по постоянной схеме электроснабжения. Данные обстоятельства обществом не опровергнуты.

В связи с отсутствием оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 291.11 АПК РФ, для отмены или изменения судебных актов, судебная коллегия полагает, что решение от 24.06.2015, а также постановления от 19.11.2015 и от 10.03.2016 по делу N А14-21/2015 следует оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 291.11 – 291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.06.2015, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2015 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10.03.2016 по делу N А14-21/2015 оставить без изменения.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: